Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
перспектива

ГЕРБОВЫЙ ЗАЛ

История уникального зала в усадьбе Дубровицы
Гербовый зал в Дубровицах был обнаружен под слоем штукатурки во время реставрации после пожара, произошедшего в 1964 году. Причина пожара - возгорание электропроводки. Надо уточнить, что в тот момент усадьба была трехэтажной и даже частично жилой - некоторые аспиранты института жили прямо в здании.
Гербовый зал.
Начало XX века
По одной из версий пожар произошел из-за невыключенного утюга в одной из жилых комнат. По другой - пожар начался в одной из лабораторий, где не выдержала проводка. Для скептиков поясним, что в лабораториях ВИЖа работают мощные сушильные шкафы, центрифуги, и другие приборы, создающие высокую нагрузку на электросеть.
В настоящее время в Гербовом зале сейчас проводятся заседания Ученого совета ВНИИЖа имени академика Л.К. Эрнста и, изредка, камерные концерты.
Но вернемся к истории Гербового зала. Создан он был в конце XVIII - начале XIX века, в годы, когда усадьба принадлежала бывшему фавориту Екатерины Великой графу Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову. Несмотря на то, что граф Мамонов был удален от двора, у него оставались обширные связи в Петербурге и достаточно средств для того, чтобы обустроить место своего вынужденного уединения по высокому петербургскому стандарту.
Само по себе наличие в усадьбе Гербового зала - не редкость. Такие залы есть почти во всех дворцах - от Кремлевского и Зимнего до многочисленных усадеб, принадлежавших представителям дворянского сословия.

Уникальность дубровицкого Гербового зала - в перспективной росписи, визуально расширяющей пространство помещения. Чаще для визуального расширения пространства используется система зеркал. Здесь же эффект создается за счет рисунка, сочетающего мастерство художника с знаниями геометрии, свойств человеческого зрения и художественных приемов, создающих оптический обман зрения.

Увы, ни одна, даже самая лучшая фотография не передает эффекта, производимого залом "вживую".
Нам точно не известно, как использовалось помещение при Дмитриеве-Мамонове, собранные нами фотографии относятся к периоду, когда усадьбой владел князь Сергей Михайлович Голицын.

После развода с первой супругой Голицын перевез в Дубровицы почти всю обстановку из усадьбы Кузьминки, привез кое-что из мебели из родового поместья семьи в Италии... И это в дом, который обустраивался и обставлялся и Борисом Алексеевичем Голицыным, и его внуком московским генерал-губернатором Сергеем Алексеевичем Голицыным, позднее Потемкиным, Дмитриевым-Мамоновым.

Не удивительно, что искусствоведы, посещавшие Дубровицы видели здесь "адскую смесь" из предметов весьма ценных, старинных, но порой не совсем совместимых по стилям. Почти все владельцы перестраивали дом, расширяли его и все равно на этих станинных фотографиях мы видим некоторое нагромождение знакомых по сделанным чуть раньше в Кузьминках предметов мебели. Безвкусными мы их называть не осмелимся, но оценить мастерство автора росписи они немного мешают.
Снимок из альбома А.А.Губарева. 2.9.1928 года. Фото ГИМ
Несмотря на некоторое разорение в помещении идея росписи на этом фото видна лучше, чем на предыдущих.
Обратите внимание на огромное зеркало на старом фото. Его история тоже весьма интересна. Изначально это было не зеркало, а огромный портрет Екатерины Второй, пожалованный Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову лично императрицей на добрую память. Портрет этот, как пишут в книгах, исчез во времена, когда усадьбу пооцередно занимали то наполеоновские войска, то наши. Конечно все грешат на французов, но, как известно, и среди русских воинов были люди не брезговавщие поживиться в брошенных поместьях книгами, картинами или чем-то более ценным.

Вернувшийся после участия в заграничном походе русской армии владелей усадьбы и герой войны с Наполеном Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов сожалел больше всего о сгоревших записях отца и письмах к нему от императрицы и других отечественных и зарубежных вельмож и ученых, с которыми Александр Матвеевич сохранил отношения после отставки. Матвей Александович даже пытался восстановить по памяти содержание этих посланий, но результаты этой работы до нас не дошли.

В раму от портрета владелец решил вставить огромное зеркало.
Дубровицкое зеркало в вестибюле кинотеатра "Художественный" в Подольске.
После того, как в Дубровицах закрыли музей дворянского быта, экспонаты были вывезены в другие музеи. А зеркало? Оно впоследствии украшало вестибюль подольского кинотеатра "Художественный". Рама утратила императорскую корону, а вот стекло зеркала - старое - это видно по дефекту искажающему отражение на фотографиях.

Возможно, оно и сейчас там - в бывшем кинотеатре сейчас отель и деловой центр.
Заседание ученого совета ВИЖа в Гербовом зале в Дубровицах (после реставрации). 1970-е годы. Личный архив авторов сайта.
Виноградов Николай Дмитриевич (Фотограф)
Главный дом. Усадьба Дубровицы. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Московская область. Подольский р-н. Усадьба Дубровицы. Главный дом, XVIII в. - сер.XIX в. Интерьер. Подсвечник. Общий вид.

Негатив из госкаталога

Снято в 1920-ые. Негатив находится в
"Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева"
Гербовый зал. Фотография известного исследователя русской культуры и зодчества Уильяма Крафта Брумфилда. 2011 год. На фото, скорее всего, рабочий момент защиты диссертации аспирантов ВИЖа..
Помимо загромождения Гербового зала мебелью, Сергей Михайлович Голицын занимался и подновлением красочного слоя в нем. В усадьбе по некоторым данным работал Август Августович Томашки (возможно не он сам, а его артель, занимавшаяся росписью плафонов во многих домах и усадьбах того времени) и Евгений Гаврилович Соколов. Последний умудрился даже жениться в Дубровицах.

Помимо этого, в Дубровицах в то время побывало немало художников. Но большей частью - пейзажистов.
Дубровицы. Гербовый зал.
Гербы в Дубровицах представлены двух видов. Герб Дмитриевых-Мамоновых и... неизвестный герб - на золотом фоне изображена ветка растения с мелкими цветами. Большинство исследователей полагает, что это масонский символ, связанный с создававшимся в Дубровицах "Орденом русских рыцарей".
Фото в Гербовом зале Дворцового корпуса института животноводства сделано на торжествах в честь 90-летия академика Льва Константиновича Эрнста, который был директором ВИЖа в 1970-х. Здесь, в Дубровицах. О том, как Константин Львович связан с нашим поселком - он, возможно, сам когда-нибудь расскажет.

Фото из архива ФГБНУ ФИЦ ВИЖ им. Л. К. Эрнста
Далее представлены предметы из Гербового зала. Некоторым из них повезло и они находятся в музеях - от Третьяковской галереи до Нового Иерусалима. Судьба других нам пока неизвестна.
А это - фотографии, сделанные в Гербовом зале до того, как он снова стал Гербовым. В те времена его называли Актовый зал и в нем проводились конференции, собрания, а по вечерам устраивались капустники, любительские спектакли и даже танцы. О дубровицком новогоднем карнавале начала 1960-х, проходившем в этом зале, мы как-то уже рассказывали.
Фото с сайта Это ретро
Страница в разработке...
Made on
Tilda