1872 год - год 200-летия Петра Великого
"Он завещал нам науку и труд"
Политехническая выставка в Москве - грандиозный праздник знаний и технологий
Цитата в заголовке - из речи С.М. Соловьева, прочитанной в Московском университете 30 мая 1872 года на торжественном заседании по случаю открытия Московской Политехнической выставки.
30 мая (11 июня) 1872 года в Москве состоялось открытие грандиозной Московской политехнической выставки. Так Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, учрежденное в 1863 году при Московском университете решило отпраздновать 200-летия со дня рождения Петра Великого.

Подготовка к выставке заняла долгие 5 лет. В 1868 году члены Общества выступили с инициативой создания в Москве доступного просветительского музея по всем отраслям знаний. Политехническая выставка должна была положить начало формированию коллекций будущего музея. Идея проведения выставки получила поддержку со стороны практически всех общественных кругов страны - от царской фамилии и правительства до промышленников и купечества.

Комитет по устройству выставки возглавил князь С.М.Голицын (о его благотворительной деятельности "Родина" писала в №2 2021).
Политехническая выставка. Военный отдел. Литография по рисунку Струкова. 1872 год.
Интересно, что изначально большую выставку в честь 200-летия Петра хотели провести в Санкт-Петербурге. Но Москва "победила", напомнив, что родился и вырос будущий император именно здесь. Впрочем в Петербурге, Архангельске, Воронеже, Риге и других связанных жизнью Петра городах также прошли не менее масштабные, но не такие продолжительные по времени празднования. В Москве же выставка, открывшаяся 30 мая, работала все лето.
30 картин из жизни Петра Великого. Санкт-Петербург. 30 мая 1972 года. Рис. К. Брожа, грав А. Даугель
Февральский номер "Всемирной иллюстрации" с анонсом Политехнической выставки.
Московская политехническая выставка (1872). План Политехнической выставки 1872 года в Москве. - М., [1872]. Из коллекции ГПИБ
«Общий план политехнической выставки 1872 года в Москве», издательства Фотогр. Мечковский. Карта была издана в 1872 году. Из собрания РГБ (доступна в PDF)

Для размещения экспонатов выставки в Москве вокруг Кремля был выстроен целый город. 86 грандиозных, но временных павильонов разместили в Манеже, трех Александровских садах и на набережной Москва-реки вдоль Кремля до Москворецкого моста. Общая площадь выставки составила около 20 гектаров.

В павильонах выставки представили свои достижения 10 тысяч отечественных и две тысячи зарубежных экспонентов. 25 железных дорог России и девять пароходств ввели скидки — вплоть до стопроцентных — на провоз экспонатов и депутатов, командированных на выставку из разных мест России.

Источник http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9916.php


Павильон Петра Великого должен был своим видом напоминать дво­рец ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в Коломенском, где проходило детство Петра.
Внутренний вид павильона Петра Великого
https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003584798?page=15&rotate=0&theme=white
В центральной нише два прижизненных портета Петра, его шляпа, шпага и трофеи.
Вид рабочей комнаты Петра
Ботик Петра - один из главных исторических экспонатов выставки.
http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/7807-vsemirnaya-illyustratsiya-1872-tom-viii-10#mode/inspect/page/5/zoom/7
Современники по-разному оценивали возведение у стен исторического Кремля разнообразных построек, спроектированных ведущими архитекторами своего времени, но в целом представлявших собой пеструю череду зданий из металла и стекла, огромных павильонов, больше похожих на современные ангары и деревянных построек в древнерусском стиле или совсем простых провинциальных деревянных домишек демонстрироваших образцы деревенских школ и "питомников для детей".

Контраст между архитектурой Кремля и окружившими его временными постройками отмечал посетивший Москву в дни выставки художник Илья Репин. В письме к Владимиру Стасову он писал:

"Неприятнее всего поразило меня в Москве (Москву я люблю как родную мать и нахожусь всегда точно в гостях у матери — в Москве) противно, гадко выстроенная Политехническая выставка, особенно наверху у ко­локольни Ивана Великого и внизу против гостиницы Кокорева, где я имею большое удовольствие проживать, в 58 №; очень большое удовольствие потому, что из ок­на я вижу Кремль, Василия Блаженного, Спасские во­рота, башни стены, колокольню Ивана Великого, все эти колоссальные, освященные веками и замечательно худо­жественные вещи. Теперь особенно чувствительна их художественная грандиозность, когда есть сравнение: внизу слепили «курам на смех» клетушки для выстав­ки — должно быть, немец задался опошлить преслову­тый мотив русской избы — хуже выдумать нельзя. Внизу здания имеют вид прачешной; назначения их не знаю. Впрочем, Морской отдел очень хорош, по крайней мере общеевропейская вещь; около здание очень хорошее — что-то китайское. Все это Вы сами увидите и оцените".

Источник

Фото 1873 года - после закрытия выставки в Морском отделе планировали разместить экспонаты Политехнического музея. Но на сложилось. Павильон был разобран, материалы - проданы.
https://pastvu.com/p/231950
На Варварской площади для посетителей был устроен городок отдыха, где можно было перекусить в чайной, посидеть с книгой в тишине читальни, размяться в гимнастическом городке или посетить "открытые уроки" в народной школе. Причем уроки эти проводились по самым различным предметам - от физики, химии и минералогии до уроков садоводства и шитья и рукоделия. Преподавателями стали ведущие ученые того времени и передовые предприниматели. Отдельные программы были составлены специально для тех посетителей, кто не был знаком с грамотой.

Народный театр и гимнастический городок на Варварской площади
В Народном театре работавшем с июня до конца сентября было дано более 100 спектаклей и концертов. Цена билетов - от 5 копеек до 2.5 рублей в зависимости от места. По будням билеты были дешевые, в выходные и праздники цена удваивалась.

После окончания выставки обсуждалась возможность продолжения работы театра, доступного для всех слоев населения. Но, по ряду причин, этого не произошло.
Афиша из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина
Историк Сергей Михайлович Соловьев (1820 -1879) подготовил к выставке цикл лекций (чтений) и выступил на открытии с программной речью, повествующей и величии деяний Петра. "Петровские чтения" Соловьева были изданы отдельной книгой и стали научным пособием для нескольких поколений изучающих историю Петра и его эпоху.

https://libdb.polymus.ru/getfile/68748-39655-26115-75190-15216.pdf
Сергей Михайлович Соловьев читает лекцию о Петре Первом в зале Благородного собрания. Гравюра К. Вейермана по рисунку Г. Бролинга. 1872 год.
Вид зала Дворянского собрания во время чтения лекции С.М. Соловьева о Петре Великом.
Из альбома "Двухсотлетний юбилей императора Петра Перваго в Москве, 30-го мая 1872 года"
Главным павильоном выставки с почетным первым номером был Исторический павильон. Исторический отдел в оргкомитете выставки возглавлял ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев. В 1870 году вышла небольшая концептуальная "Общая программа Исторического отдела". На двух страницах Соловьев наметил направления - что надо найти и показать поесетителям выставки. В списке предметы петровской эпохи и личные вещи Петра I. За два года до открытия выставки по всей стране и за рубежом, в архивах и частных собраниях начался поиск экспонатов, демонстрация которых планировалась в историческом и тематических отраслевых павильонах.

Посетителям предстояло увидеть эволюцию быта, одежды и обуви, материалов, инструментов, станков и приспособлений от петровских времен до новейших достижений отечественного и зарубежного производства. Судя по описаниям выставки и отзывам посетителей, устроителям это удалось - зрители увидели как менялись промышленность и быт на протяжении двух веков.

Источник


Во время подготовки к выставке в газетах печатались объявления с призывом сообщать устроителям выставки обо всех предметах и артефактах, связанных жизнью и деятельностью Императора.
"Всемирная иллюстрация". Фрагмент колонки новостей о подготовке к открытию Политехнической выставки. 6 мая 1872 года.
Несмотря на поддержку на самом высоком уровне, далеко не все обладатели исторических артефактов приняли с воодушевлением призыв прислать в Москву экспонаты для выставки. Причины заключались как в нежелании расставаться с ценностями, так и с собственными планами проведения праздничных мероприятий.

Организаторы столкнулись с трудностями даже со стороны Императорского двора. Директор Эрмитажа С.А. Гедеонов считал нежелательной отправку в Москву ряда вещей - как собственноручно изготовленных императором, так и картин и гравюр петровской эпохи - из-за их ветхости и невозможности перевозки. В итоге стороны пришли к соглашению и Эрмитаж направил на Политехническую выставку девять предметов.



Источник Д. А. Андреева
Петровская тема в экспозиции Московской Политехнической выставки 1872 года
Источник: Альбом 200-летнего юбилея Петра Великого. Издание Германа Гоппе. 1872 год.
За время работы ее посетили 750 тысяч человек, что превышало все население Москвы, составлявшее тогда 620 тысяч. Причем 100 тысяч посетителей — рабочие и учащиеся — воспользовались правом бесплатного прохода на выставку.

Источник
Церемония открытия московской выставки была спланирована до мелочей.

Музыкальная составляющая церемонии открытия была поручена П. И. Чайковскому, который сочинил для этого случая на слова Я. П. Полонского кантату «В па­мять 200-ле­тия ро­ж­де­ния Пет­ра Ве­ли­ко­го». Интересный факт - партитура этой кантаты не сохранилась, автограф, хранившийся в в библиотеке конторы императорских театров - потерялся. Только в 1896-1898 гг. библиотекарь Большого театра А.К. Фарский по крупицам - по оркестровым голосам - восстановил партитуру, по которой дирижер Ю.Н. Померанцев в 1902 г. сделал фортепианное переложение, вошедшее в сильно переработанном виде в полное собрание сочинений Чайковского.

В Московском университете прошло торжественное собрание.
Вход для публики на выставку был платным. Но несколько категорий от платы освобождались. В их число помимо устроителей выставки, строителей павильонов и благотворителей входили члены всевозможных научных обществ.

Билетов на выставку не продавалось - при входе стоял турникет, в который посетитель опускал входную плату. Турникет позволил произвести максимально точный учет посетителей - за три месяца работы выставки ее посетили 750 тысяч человек, что превышало все население Москвы, составлявшее тогда 620 тысяч. 100 тысяч посетителей —дети, учащиеся и рабочие — воспользовались правом бесплатного прохода на выставку.

Интересно, что входная плата менялась на протяжении всей работы выставки: в день открытия попасть на территорию можно было за 5 рублей. Далее и до 7 июля пройти на выставку можно было за 1 рубль. В дальнейшем цена еще дважды снижалась - увидеть чудеса можно было за 60 копеек, затем за 40 и под конец - за 20 копеек. В последние дни, когда гостей, спешивших попасть на закрывающуюся выставку стало значительно больше, чем в разгар лета - входная плата снова повысилась, что сдержало поток зрителей и сохранило экспонаты выставки от разорения.

Билет на выставку с фотографией - редкость, которую можно иногда встретить на интернет-аукционах.
Еще один билет - в книге Попова по истории Российской фотографии https://www.labirint.ru/screenshot/goods/320336/1/
Церемониал торжественного следования ботика Петра Великого до здания Политехнической выставки в Москве. 1872 год
Источник: Альбом 200-летнего юбилея Петра Великого. Издание Германа Гоппе. 1872 год.
Источник: Альбом 200-летнего юбилея Петра Великого. Издание Германа Гоппе. 1872 год.
Для охраны павильонов и экспонатов город выделил усиленные наряды полиции и брандмейстеров, работавших всю выставку в усиленном режиме.
200 лет
Исторический отдел
что можно было увидеть в павильоне Петра Великого
В третьем саду располагалься павильон господина Короткова с принадлежностями для устройства церквей, павильон технического архитектурного отдела, отделы исторический и гидравлический, беседка для продажи медальонов Петра Великого и ресторан 2 класса г-на Буданова.
https://d2zofuu73zurgl.cloudfront.net/nicoinvest/cloned-images/117602/1/1.png
Жетон для прохода на выставку
Память о Петре и выставке.
Петровский исторический павильон состоял из восьми отделений, в которых были представлены подлинные предметы, принадлежавшие самому императору, прижизненные портреты Петра, военные трофеи, портреты современников императора и множество других любопытных вещиц, предоставленных Оружейной палатой, Эрмитажем, Морским музеем, царской семьей и частными лицами.

Краткое перечисление предметов, представленных в историческом павильоне занимает 4 страницы.
Какие же предметы, принадлежавшие Петру могли увидеть посетители выставки?

Военное министерство предоставило подлинные артефакты - простреленную шляпу и мундир, бывшие на Петре во время Полтавской битвы. К ним прилагалась подлинная шпага, покоившаяся на специальной подушке с вышитыми на ней словами:

"А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Московская Оружейная палата представила подлинный орден св. апостола Андрея Первозванного, принадлежавший Петру. Помимо ордена Оружейная палата показывала на выставке трофеи Полтавской битвы - носилки Шведского короля Кала XII, шведский фельдмаршальский жезл, мечи, литавры, барабаны, трубы. По бокам от этих трофеев были установлены две тумбы, на которых были закреплены нагрудные знаки, отнятые у шведских офицеров.

Здесь же стояли красны знамена, дарованные Петром гвардейским полкам при отправлении их в Турецкий поход. В верхней части знамен изображен крест и нанесена надпись "сим победиши", а по полотну знамени расположены слова: "За имя Iисуса Христа и за веру христианскую".


Петровский отдел - репродукция картины Станислава Хлебовского "Ассамблея при Петре Пером"
Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I. 1858 год
По всему историческому павильону развещано множество живописных и гравированных портретов Петра Великого. Вот описания избранных.

Ростовой портрет, писанный А. Белли (Энрико Белли) по оригиналу сэра Годфрея Неллера (Готфрида Кнеллера). Устроители выставки называют этот портрет самым замечательным из всех изображений Петра. Оригинал был написан в 1697 году в Утрехте. Петру в ту пору было 25 лет. На момент выставки портрет находился в лондонском Гамптон-Кортском дворце (Хэмптон-корт), а работа Белли была привезена в Москву из Романовской галереи Зимнего дворца в Петербурге.

В настоящее время этот портрет можно увидеть в экспозиции Государственного Эрмитажа.

Второй портрет, изображающий Петра также в молодые годы - привезен из приемной Государя Императора в Большом Царскосельском дворце. В описании портрета говорится, что он писан 1697-1698 годах одним из братьев Ван-дер-Верфе. Интересна и история появления этого портрета в России - он был приобретен бароном А.Ф. Будбергом на одном из аукционов и поднесен Государю Императору.
Под номером 8 в каталоге портретов выставки значится "Оригинальный портрет Петра, когда ему было 45 лет, из Эрмитажа, писан вероятно художником Карлом-де-Моором в Гааге".

Искусствоведы много лет спорили, оригинал ли это или копия с портрета Моора, написанная с оригинала русским художником Андреем Матвеевым. Авторство Матвеева подтвердилось только в 1982 году, когда на аукционе в Париже появился протрет Петра I, написанный К. де Моором с натуры в Гааге в 1717 году.
Карел де Моор 1656-1738. Портрет Петра I. 1717
Помимо исторического павильона, целиком посвященного персоне Петра Великого и его эпохе, о деяниях царя реформатора в той или иной отрасли рассказывали экспозиции в большинстве тематических павильонов. Так, в Лесном павильоне можно было увидеть чертежи и рисунки, посвященные деятельности "первого лесовода в России" и редкий по тем временам экспонат - фотографию дуба, посаженного Петром I возле Сундырской станции в Казанской губернии.

Источник
Лесной отдел на Политехнической выставке
https://libdb.polymus.ru/cgi-bin/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=NBPM_PRINT&P21DBN=NBPM&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=FULLW_print&C21COM=S&S21CNR=500&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21STR=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%281872%29


12 июня 2020, 12:07
Торжество науки: Главархив расскажет о Московской политехнической выставке 1872 года
https://www.mos.ru/news/item/75492073/

Гигантский праздник науки, искусств,
промышленности и торговли...
К 150-летию Политехнической выставки 1872 года в Москве
http://www.informexpo.ru/just/uni/EV-30-35-Nistory.pdf

Петр I, пчёлы и шкуры. Чем гордилась Россия в 1872 году — и что из этого показали на Политехнической выставке
https://bm.digital/article/816163271726620716/petr-i-pchyolyi-i-shkuryi-chem-gordilas-rossiya-v-1872-godu-i-chto-iz-etogo-pokazali-na-politehnicheskoj-vyistavke

С.М. Соловьев "Публичные чтения о Петре Великом"

https://libdb.polymus.ru/getfile/68748-39655-26115-75190-15216.pdf
Павильон Петровского (Исторического) отдела
МАММ / МДФ
Исторический отдел был расположен при выходе на набережную 3-го Кремлёвского сада. Устроен в павильоне в русском стиле и увенчан вызолоченным двуглавым орлом.

Павильон открывался собранием портретов Петра I. Были представлены мундир Петра I и его шляпа, простреленная в 1709 году в Полтавском бою, одежда, сапоги, трость, кровать, его экипажи — одноколка и зимний возок. Первая книга, напечатанная гражданским шрифтом, и первый номер первых русских «Ведомостей» петровского времени, наряду с более поздними изданиями Синодальной типографии, представляли печатную часть экспозиции.

Церковно-археологический отдел, расположенный в пристройке исторического павильона, показывал коллекцию рисунков памятников русского церковного зодчества из Киева, Новгорода, Юрьева-Польского, Углича, Рязани, Костромы и многих других мест. Церковная утварь, украшения, поливные изразцы из церквей дополняли экспозицию Русской православной церкви.

Модель храма Покрова на Рву (Василия Блаженного) поражала проработанностью деталей. Были представлены также памятники церковного зодчества других религий и религиозных течений, египетского, индийского, армянского зодчества, церковь св. Софии в Константинополе, собор св. Марка в Венеции.

Археологическая часть исторического отдела была представлена в севастопольском отделе в виде модели античного храма Херсонеса Таврического.
За две недели до открытия грандиозной Политехнической выставки власти спохватились: как же перевозить гостей по городу?

В рекордно короткие сроки была проложена трасса трасса конки (трамвая на конной тяге) - от Брестского (ныне Белорусского) вокзала - по Тверской - до Кремля.

Первый опытный рейс конки от Тверской заставы до Триумфальной площади состоялся
9 июня по старому стилю состоялся опытный рейс конки от Тверской заставы до Триумфальной площади. Принимал дорогу сам император Александр II. На его глазах бригада из 30 человек состыковала рельсы и забила костыли в последние несколько метров полотна.

Вагоны (их тогда называли "каретами") прекрасно смотрелись: с изящной отделкой, двухэтажные.

Цена проезда: 10 копеек за поездку внизу и пятачок за путешествие "на ветру", то есть на втором этаже вагона. Дамам на открытой верхней площадке ездить возбранялось.

После закрытия выставки осенью 1872 года все пути планировалось разобрать - так поступили с грузовыми линиями, проведенными от других вокзалов к Кремлю. Но за конку на Тверской заступились москвичи и ее работу временно продлили еще на два года.
Закрытие выствки 30 августа 1872 года и отправка ботика в Санкт-Петербург. Всемирная иллюстрация.
НЭБ
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

Единственным сооружением выставки, сохранившимся до наших дней оказался храм в русском стиле, построенный по проекту архитектора Шохина. После выставки церковь перевезли в усадьбу купившего строение купца Голофтеева в Люблино, а оттуда в 1927 (!) году - в село Рыжево под Егорьевском.
Made on
Tilda