Дубровицы от А до Я

Знамя Пожарского - реликвия из Дубровиц?

Как все знают, День народного единства празднуется в память о событиях, когда народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина освободило в 1612 году Москву от польских интервентов. Как с этим событием связаны Дубровицы? Все просто и сложно одновременно. Для уточнения нужно обращаться к экспертам Оружейной палаты.

В XIX веке знамя Пожарского было описано следующим образом: «Знамя писано на шелковой материи, ширина его 1 аршин 13 вершков, длина 2 аршина 9 вершков. С одной стороны на знамени изображен Спаситель, с другой стороны изображены архистратиг Михаил и Иисус Навин, полагающий меч к ногам архистратига».*


"Летом 1812 года пробил его час. 22-летний граф на свои средства формирует конный полк, куда набирает казаков и собственных крепостных. Александр I разрешает Мамонову встать во главе полка и присваивает ему звание генерал-майора. Прекрасно экипированный полк выступает на Бородинское поле под знаменем князя Дмитрия Пожарского, которое хранилось в доме Мамоновых как семейная реликвия".
Источник

"Мамонов, запершись в своем подмосковном имении Дубровицы и окружив свое пребывание полной тайной, начал строительство укрепленного лагеря с крепостными стенами и артиллерией на расстоянии менее чем дневного перехода до Москвы. Орлов в то же время пытался получить дивизию в Нижнем Новгороде. О плане похода из Нижнего в Москву говорит также интересная деталь: в укрепленном поместье Мамонова хранились знамя Пожарского и окровавленная рубашка царевича Дмитрия,— конечно, не как музейный реквизит: первое раскрывает план военной кампании, вторая — мысль о ничтожности прав Романовых на престол. Правительству был подан донос. В результате Орлов был отстранен от командования и отдан под суд, а к Мамонову в Дубровицы был прислан шпион, после чего графа арестовали, привезли в Москву и подвергли домашнему аресту в собственном дворце, где он и находился до воцарения Николая I."
Источник


Род Дмитриевых-Мамоновых в Большой Российской энциклопедии
"С 1814 поч. член Моск. ун-та; в 1817–1825 уе­ди­нён­но жил в име­нии Дуб­ро­ви­цы, что вы­зва­ло мно­го­числ. тол­ки в об­ще­ст­ве и по­доз­ре­ния вла­стей. Де­мон­ст­ри­руя пре­зре­ние к ди­на­стии Ро­ма­но­вых, хра­нил у се­бя зна­мя кн. Д. М. По­жар­ско­го и ок­ро­вав­лен­ную ру­баш­ку ца­ре­ви­ча Дмит­рия Ива­но­ви­ча как сим­во­лы ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей".
Источник

В 1826 году знамя было передано в Оружейную палату. Правда забирали его не из Дубровиц а из села Пурех бывшего вотчиной Пожарских, а в начале XIX века принадлежало семье Дмитриевых-Мамоновых:

В 1826 году покойный Государь император Николай Павлович, через Начальника Главного Штаба приказал Генералу Бахметьеву снестить с Графиней Марьей Александровной Дмитриевой-Мамоновой (сестрой Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова - dubrovitsi.ru), помещицей села Пуреха и предложить ей передать знамя Князя Пожарского в Московскую Оружейную Палату, для хранения вместе с другими отечественными достопамятностями. В 1827, по распоряжению Министра Императорского двора отправлен был в село Пурех за знаменем экзекутор Оружейной Палаты Иван Николаевич Давыдов.

Получив Высочайшее повеление о передаче знамени в Оружейную палату жители села Пуреха положили проводить свою святыню с подобающей честью. В день отправления вся волость собралась в Церковь, для слушания Божественной Литургии, после которой отслужен был молебен и знамя, не без сожаления, передано было помощнику директора Оружейной палаты Давыдову.
Источник


* Наиболее полное описание знамени приведено в книге «Памятники церковных древностей» архимандрита Макария.
«Оно в длину 2 аршина и 9 вершков, а в ширину 1 аршин и 13 вершков. На нем с передней стороны поясное изображение Господа Вседержителя, правой рукой благословляющего, а левой держащее раскрытое Евангелие на словах Матфея гл. 25, ст.34 и 35: «Приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное вамъ царствие отъ сложения мира» и прочее.
По краям тропарь и кондак Всемислостивому Спасу: «Се вышнихъ призирая, убогия приемля, посети насъ озлобленныя грехи, Владыко всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душамъ нашимъ велию милость».
Исподняя сторона знамени с изображением по серебру и золоту города Иерихона, архангела Михаила и Иисуса Навина, преклоняющего перед архангелом колена, и с надписью вокруг них из книги Иисуса Навина гл. 5, ст13–16: «Бысть егда бяше Иисус у Иерихона, и возрив очима своима, виде человека стояща предъ нимъ, и мечъ его обнаженъ в руце его: и приступивъ Иисусъ, рече ему: нашъ ли еси, или отъ сопостатъ нашихъ; он же рече ему: азъ Архистратигъ силы Господни, ныне приидохъ семо; и Иисус паде лицемъ своимъ на землю, и поклонися ему, и рече: Господи, что повелеваеши рабу твоему, и рече Архистратигъ Господень ко Иисусу: иззуй сапогъ съ ноги твоею; место бо, на нем же ты стоиши, свято есть; и сотвори Иисус тако».
Источник


Made on
Tilda