Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
Софья Хорошева

Путешествие кассапанки

Предметы, составляющие музейные коллекции, имеют самое разное происхождение.
Одни попадают в музей путем закупки, другие – дарения, третьи – являются экспедиционными находками.

В раннее советское время собрания музеев широко пополнялись с помощью Государственного музейного фонда, который занимался в том числе и распределением ценностей между музеями. Так, например, при закрытии музея в усадьбе Никольское-Урюпино, часть коллекции оказалась в Архангельском. Про один из таких "подарков" мы писали ранее в нашей группе в Вконтакте.

В передаваемые предметы попал один деревянный диван-ларь, названный в музейных документах "Седалище", что является не точным названием. Более правильное наименование – "Кассапанка".

Кассапанка (от cassone – сундук и banca – скамья) – предмет мебели, который возник во времена итальянского возрождения. По конструкции – это сундук, к которому были добавлены спинка и «подлокотники». Кассапанка могла быть обильно украшена резьбой или иметь богатую роспись. Встречаются и довольно скромно украшенные экземпляры.

Такой диван-сундук был многофункциональным предметом. Помимо основной своей
задачи хранения ценного имущества, кассапанка становилась для владельца местом для сна и отдыха. Такое использование помимо удобства обеспечивало также дополнительную сохранность всего хранимого в кассапанке добра.
Кстати, слово "cassone" образовалось от "cassa" – ящик, так что можно сказать, что
кассапанка – прапрадедушка (или прапрабабушка) хорошо знакомых нам кассы и банка.

Этот тип мебели не часто встречается в российских музеях.

Кассапанка из фондов Архангельского, как уже сказано выше, попала в музей из
расположенной неподалёку усадьбы князей Голицыных в Никольском-Урюпине, куда в свою очередь она была передана из другой усадьбы Голицыных – Дубровицы (Подольский р-н, Московская область), где после революции был организован музей, который просуществовал до 1927 года.

Все его музейные ценности распределили между другими музеями, в том числе часть отправилась в Никольское-Урюпино. Однако и здесь она оставалась совсем недолго (музей был закрыт в 1929 г.)
Опись предметов музея. Кабинет князя.
Изучение описи Дубровицкого музея привело к еще одному маленькому открытию. Оказывается в усадьбе была и вторая кассапанка с похожим описанием. Она располагалась на нижней площадке парадной лестницы.
"Деревянный диван-ларь итальянской средневековой работы от руки, с резными рельефными украшениями в виде голов медузы, крылатых сфинксов, грифонов (орлов) и флорентийских лилий, на ножках в виде львиных лап". И, судя по пометке, эта кассапанка отправилась в музей в Царицыно
Опись предметов Дубровицкого художественно-бытового музея от 1927 года. Нижняя площадка парадной лестницы
В правой графе указано, что этот диван-ларь (кассапанка) планируется к отправке в музей в Царицыно.
Надо заметить, что описание музейного предмета в прежние времена не всегда
составлялось детально, из-за чего идентификация предметов бывает затруднительна.
Однако, к счастью, в Центральном государственном архиве Московской области
сохранилась инвентарная книга музея в Дубровицах 1927 года с довольно подробными описаниями всех предметов. Среди них есть такое: "Диван большой, деревянный, моренный в тёмно-коричневый тон, в форме ларя, с ящиком, с крышкой, средневековой итальянской работы, с художественной ручной резьбой и украшениями в форме флорентийских лилий, античных голов, изображениями птиц и сфинксов на массивных львиных лапах…" Это описание вполне совпадает с кассапанкой из нашего музея.
Столовая в усадьбе Кузьминки
Интересно, что благодаря одной интерьерной фотографии выяснилось, что
изначально кассапанка украшала усадьбу Голицыных не в Дубровицах, а в Кузьминках.

Там она находилась до начала XX в. и была перевезена владельцами вместе со множеством вещей в усадьбу в Дубровицах. Этот переезд спас кассапанку от гибели в пожаре.

Кузьминки уже принадлежали Московскому городскому управлению, когда в 1916
году сгорел дворец со всей мебелью и картинами, которые ещё оставались в доме. Не
каждый музейный предмет может похвастаться такой бурной историей переездов!
Кассапанка в интерьере в Дубровицах. Фото из коллекции Музея Архитектуры им. Щусева
В 1910 г. на страницах журнала "Старые годы" была опубликована статья С.
Маковского о подмосковных имениях С.М. Голицына, в которых автор, не слишком высоко оценивая интерьеры Дубровицкого дома, упомянул существование мебели в ренессансном стиле: "Внутреннее убранство этого дома описывать не буду. Не знаю, как составилась обстановка этого роскошного жилья, - должно быть очень случайно и небрежно. Знаю только, что в комнатах Дубровицкого дома – обилие самых рыночных подделок под старину, начиная с резной "итальянской" мебели и кончая более чем сомнительными фарфором и бронзой" (орфография изменена на современную)
Кассапанка и мозаичный столик из Дубровиц - на Книжной выставке в Архангельском.
Наша кассапанка, действительно, создана во второй половине XIX в. и лишь
повторяет мебель XV-XVI вв. Да, она не столь пышно украшена, как её старшие товарищи, резьба не слишком детальна, вместе с тем её очень интересно разглядывать, любоваться работой мастеров и размышлять. Не только о ее художественной ценности, но и о превратностях истории, свидетелем которой она является. Увы, такой интересный предмет был представлен публике лишь однажды в 1929-1930 гг. на книжной выставке в Архангельском, и с тех пор уже почти 100 лет покоится в фондах музея, скрытый от глаз посетителей.
P.S. Кассапанка, как выяснилось уже после написания статьи, в годы Великой Отечественной войны вместе с другими ценностями музея побывала в эвакуации в поселке Верх-Нейвинск на Урале. И это еще одно большое путешествие, из которого она вернулась целой и невредимой.
P.P.S. Кассапанка не единственный дубровицкий экспонат, оказавшийся волей судьбы в Архангельском. Подписывайтесь на нашу группу в ВК чтобы быть в курсе появления новых публикаций. Мы планируем рассказать еще о нескольких весьма любопытных экспонатах "Музея, которого нет".
Made on
Tilda