Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

Музей? нет:(

Путеводитель по музею, которого нет
Музей? нет:(
Путеводитель по музею, которого нет
Каждый год 18 мая отмечается всемирный День Музеев. 18 мая 2019 года мы решили открыть свой виртуальный музей. В Дубровицах, к всеобщему сожалению, музея нет уже почти 100 лет. Попытаемся представить, что мы могли бы увидеть в нём, если бы...
Усадьба Дубровицы в Подольске. Табличка "Музея нет". Фото проекта Музей, которого нет
Эти таблички теперь тоже история. Их тоже больше нет. И ддаже дверей нет. Заменили на новые.
Табличка "Музея нет" совсем недавно "украшала" вход в здание института, именуемого в Дубровицах Дворцовым корпусом ВИЖа (Всесоюзный институт животноводства). Приезжие называют этот дом усадьбой, дворцом, барским домом. Музея в этом здании действительно нет уже почти 100 лет. Совсем немного осталось в нем исторического. Немногие счастливцы видели своими глазами великолепный Гербовый зал. Возможно осталось что-то еще - в подвалах, за замками и вахтерами. Простому человеку с улицы туда сейчас не попасть.
Музей Дубровицы в Подольске. Старые книги. Ахивное фото. Цена билета, льготы. Дни и часы работы.
Входная плата не взимается. Фото - страница из путеводителя "Музеи и достопримечательности Москвы" МКХ 1926 год.

На основании декрета СНК РСФСР от 15 сентября 1925 года ряд подмосковных музеев-усадеб, такие как «Мураново», «Абрамцево», «Дубровицы», «Царицыно», были переданы в ведение Музейного подотдела Московскому отделу народного образования (МОНО).
После революции "Музей дворянского и помещичьего быта" или "Дубровицкий художественно-бытовой музей" здесь некоторое время был. С 1918 по 1927 год, параллельно с работой музея, из усадьбы вывозились ценные экспонаты. После закрытия музея здание было отдано в ведение сельскохозяйственного ведомства. Здесь за годы советской власти было очень много всего - школа и детский дом, Совхозвуз Молокоовощтреста (1931) и дом отдыха железнодорожников (?), отдел Всесоюзного электротехнического института по применению электричества в сельском хозяйстве ГОЭРЛО... В годы войны в Дубровицах размещался штаб и гарнизон летчиков, в том числе 177-го истребительного авиаполка в котором служил герой Советского Союза Виктор Талалихин.

Сегодня мы отправимся на прогулку вокруг главного дома усадьбы Дубровицы и немного "пройдемся" по его залам и комнатам, представляя, что это все таки музей. В этом нам помогут фотографии из собрания проекта "Усадебный экспресс", архивов и частных коллекций, дореволюционные и советские путеводители, мемуары, дневники, письма и воспоминания гостей и жителей Дубровиц. И другие открытые источники.
Совет туристам. Если интересуетесь архитектурой - обойдите дом с нашей "экскурсией". Если нет - просто посмотрите фотографии, чтобы представить, как все здесь было раньше. Экскурсию по дому, знакомство с владельцами усадьбы и экспонатами музея, которого нет, отложите на потом - с телефона эти разделы смотреть не очень удобно.
После революции "Музей дворянского быта" здесь некоторое время был. С 1918 по 1927 год, параллельно с работой музея, из усадьбы вывозились ценные экспонаты. После закрытия музея здание было отдано народу.
Здесь было очень много всего - детский дом и школа, Совхозвуз Молокоовощтреста и дом отдыха, общежитие и отдел Всесоюзного электротехнического института по применению электричества в сельском хозяйстве ГОЭРЛО, штаб и военная часть летчиков и т.д.

План усадьбы по описи 1927 года. Перерисовка.

В эту инфографику вкралась ошибка - найдете её?
прогулка сквозь века
Начало осмотра →
Усадьба Дубровицы. Старинная фотография начала XX века. Колоризация color.artlebedev.ru
Мы находимся перед входом в усадьбу с богатой, но забытой историей. На фотографии начала XX века - центральный въезд в усадьбу Дубровицы.
У входа вековые ели, возможно посаженные Петром I. Если это так, то на снимке им примерно лет по 200.

Фото: Виноградов Николай Дмитриевич Госкаталог / Музей архитектуры имени А.В. Щусева" . Колоризация
Фото из нашей коллекции экспонатов музея, которого нет
Дубровицы. Старое фото начала XX века. Мраморные львы в усадьбе Дубровицы.
Пройдем через ворота, располагавшиеся на уровне южной границы сохранившихся флигелей и посмотрим на них с обратной стороны. Отсюда видны львы, встречающие гостей усадьбы.

Ворота эти были уничтожены в XX веке. Куда подевались львы - долго было неизвестно. Участники нашей группы в ВК взялись расследовать исчезновение львов, и выяснилось, что сними все хорошо - переданы в усадьбу Архангельское, где и служат львами до сих пор.

Деревья же стояли еще почти 100 лет, пока не были вырублены в ходе реконструкции, начавшейся в первые годы века XXI-го. Обратите внимание на ворота к храму и в парк и сравните с теми, что на фото. Да, вы видите новодел. Но сделано все по старым фото и очень близко к оригиналу. На воротах в парк и к храму львов не было. Нынешнее расположение ворот изменено, но не сильно. Справа от входа стена проходила довольно близко к дому и была не ажурной, как сейчас, а сплошной каменной. Наследство графа Матвея Дмитриева-Мамонова, пытавшегося превратить усадьбу в укрепрайон.

Колоризация фото 1920-х, из коллекции Вадима Разумова
1920-1930-е гг.. Калитка у одного из флигелей. Фото из коллекции Музея имени Щусева
Краткая история усадьбы
Все мы знаем, что древние люди селились на берегах рек. Посмотрите вокруг - леса, поля, реки... Место пригодное для жилья.

Первое поселение - стоянка первобытных людей - была обнаружена в Дубровицах, в месте слияния рек Пахры и Десны. В железном веке (VIII-V вв. до н.э) здесь жили смешанные финно-угорские и балтские племена. В Краеведческом музее в Подольске есть археологические доказательства - всякие черепки, глиняные и первые железные орудия труда, шило, манки, костяные иглы, гарпуны и наконечники для стрел, украшенные орнаментом костяные рукояти кинжалов.

В 4 километрах от Дубровиц находится городище Луковня, история которого исчисляется с V в. до н. э., находится неподалеку от деревни Луковня - . Подробнее о нём вы можете прочесть в интернете.

Вотчина боярина Ивана Васильевича Морозова - знатное село Дубровицы впервые упоминается в письменных источниках 1627 года. В истории Подмосковья эта дата часто встречается. Тут все просто - в 1627 состоялась первая перепись здешних земель, зафиксированная в письменных источниках. До этого Дубровицы и соседнее село Ерино принадлежали его отцу Василию Петровичу Морозову воеводе при Федоре Иоанновиче, Борисе Годунове и Василии Шуйском. Василий Петрович прославился в войнах шведских и польской кампаний.

В Дубровицах в ту пору был боярский двор, несколько крестьянских дворов и деревянная церковь Ильи Пророка, построенная владельцем села.

В 1656 году боярин Морозов умер. Значительно разросшуюся к тому времени вотчину Дубровицы он завещал своей дочери Аксинье (Ксении) Ивановне, которая вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына.

Дубровицы более, чем на сто лет перешли во владение рода Голицыных.

Эта семья, при которой в усадьбе был построен храм и дворец в стиле барокко, владела имением до 1781 года, когда гвардейский офицер Сергей Алексеевич Голицын продал Дубровицы своему полковому командиру Григорию Александровичу Потёмкину, фавориту Екатерины II.

В июне 1787 года Екатерина II возвращаясь из Крыма, решила посмотреть подмосковную резиденцию князя Потемкина. "В половине дня 23 июня 1787 года въехала в Дубровицы, где изволила иметь обеденный стол", записано в "Журнал высочайшего путешествия". Дубровицы Екатерине понравились, и она выкупила у Потёмкина подмосковную "кабинету". И подарила своему новому фавориту Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову, который сопровождал Екатерину Великую в том путешествии. "Красный кафтан" Мамонов очень желал статт владельцем усадьбы, земель и крепостных. О том, как он торопил всех к заключению сделки, можно прочестт в дневниках современников у нас на сайте. Хлопочо о приобретении, Мамонов не знал, что весьма скоро он окажется в милых сердцу Дубровицах и будет проклинать все и молить Императрицу позволить ему вернуться в столицу. Весть о смерти благодетельницы настигнет его здесь-же. В Дубровицах. Павел будет благосклонен в Александру Матвеевичу, даст ему графский титул, но увы - ко двору не позовет и Мамонов окончит свои дни так и не увидев вновь столицу и былую роскошь столичной жизни.

"Вещественным памятником времен А. М. Дмитриева-Мамонова является большой каменный дом, стоящий за оградой, около церкви. Последний построен был в конце XVIII в. Архитектура его, несколько провинциальная, но вместе с тем и не совсем обычная, обуславливает своеобразный "курьезный" облик постройки.

"Подмосковные усадьбы", 1925 год
Описание здания усадьбы из путеводителя 1925 года
"Со стороны двора, центральная часть фасада несколько отступает в глубину по отношению к двум, расположенным по бокам, крыльям .

На высоте первого этажа, в образованной таким об­разом, лоджии, тянется длинный балкон, поддерживаемый шестью колоннами, соответственно пилястрам, расчленяющим верхнюю часть здания. Последние же несут антаблемент, увенчанный обыч­ным треугольным фронтоном.

Пилястры, заканчивающиеся коринфскими капителями, обрамляют два ряда окон — нижние прямоугольные и верхние, полуциркульные, отделенные друг от друга двумя рядами продольных тяг.

В разбивке этого фасада чувствуется некоторая неловкость и неумелость, прежде всего отозвавшаяся в странном характере коринфских пилястр, не доходящих до низу.

Столбы колоннады слишком легки по отношению к массе дома и не создают впечатления монументальности, столь необходимой для цокольного этажа. Благодаря вышесказанному в формах дубровицкого дома замечается некоторая неоправданность в сочетаниях отдельных архитектурных частей.

Оба боковых крыла, по сторонам лоджии, также разделены пилястрами, на этот раз увенчанными ионическими капителями, снова несущими тре­угольные фронтоны. Низ обработан здесь рустовкой, хорошо вяжущейся с гладкими стенами бель­этажа.

Над окнами находим ампирную орнамента­цию веночками и изгибающимися лентами, сливающимися вместе с капителями в какую-то сплошную декоративную гирлянду. Под кровлей обоих вы­ступов тянется карниз с сухариками.

Все это дает в крыльях большее разнообразие архитектурных деталей, большее изящество разработки стен, чем в средней, на этот раз приподнятой, части дома.

"Балкон над колоннадой снабжен типичной ампирной решеткой, образованной пле­тением касающихся кругов.

Строгий архитектур­ный ансамбль нарушает только стеклянная покатая крыша подъезда(!), покоящаяся на потерявших свое назначение жирандолях.

Так, в погоне за „удоб­ствами", уничтожались последними, мало чуткими к искусству владельцам и, красота и цельность старых построек".

"Подмосковные усадьбы" 1925 год
Учадьба Дубровицы. Канделябры на парадной лестнице, накрытой стеклянной крышей.
Фасад, выходящий на двор, в общем производит довольно красивое впечатление, чему не мало способствует широкая, монументальная лестница, украшенная впереди, с двух сторон, чугунными канделябрами.


Фото: Виноградов Николай Дмитриевич Госкаталог / Музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Канделябры увы давно утрачены, но львы пока сохранились. На них фотографируются несколько поколений дубровицких детишек и могочисленные гости усадьбы.
Желающие могут сделать фото
Обойдём дом с правой стороны
Сейчас здесь вход в ресторан. Фото 1980-х гг. Второй этаж над верандами надстроен в 1930-х годах. Лестничная группа - в 1950-х(!!!).
Пройдем к северному фасаду, выходящему к спуску к Десне.
К концу XX века здесь росли деревья. При реконструкции в начале века XXI-го их спилили, и нам открылся вид, схожий с тем, который видели последние владельцы усадьбы. Ресторан обустраивает пространство в соответствии со своими представлениями о прекрасном, благодаря чему можно культурно посидеть и пообедать. Ну это на усмотрение гостей усадьбы.
Справа и слева видны часть стены, камни от которой можно найти и сегодня. У западного флигеля - напротив посаженного сотрудниками ВИЖа в честь визита китайских коллег дерева - привезенного китайцами маньчжурского ореха. Кстати в 1960 в Дубровицах было высажено несколько таких деревьев. Они плодоносят и плоды их вызревают и съедобны. Несколько ореховых деревьев вы можете увидеть у выходящего к реке торца дома за липовым парком. Кстати одно и двухэтажные дома в конце парка тоже исторические. Им более 100 лет и при последнем владельце двухэтажный дом сдавался дачникам. Иногда большие семьи снимали весь дом. Вокруг были сады и огороды и воспетые тогдашними дачникаии рощи и леса.
Западный флигель (дом управляющего усадьбой Дубровицы) и камни - остатки стены, выстроенной вокруг усадьбы графом Матвеем Дмитриевым-Мамоновым в 1820-х гг.
Мамоновская крепостная стена вокруг усадьбы была разобрана в конце XIX - начале XX века. Отчасти (при последнем владельце князе С.М Голицыне) для того, чтобы не портить вид из окна, отчасти (после 1917 года) - для использования камня в строительстве. На камнях стены сейчас установлена решетка вокруг парка. Она появилась здесь только в 1949 году. Обратите внимание на эту кладку, когда отправитесь гулять по парку.

На фото остатки стены за усадебным домом, еще не растащенные деятелями из ресторана. Этот белый камень в Дубровицах повсюду. Из него строили дома и сараи и даже местную амбулаторию.
Фото из блога Сергея Савостина. Апрель 2015 года.
Но вернемся к нашему дому

"Рассматривая фасад, выходящий на реку, отме­тим и в нем одну нелогичную особенность архи­тектуры. На этот раз мало продуманы боковые выступы, об одно лишь окно, выделенное двумя пилястрам и по сторонам.

За счет сильного их уменьшения художник получил, однако, возможность свободнее оттенить среднюю часть дома с при­строенной к ней террасой-полуротондой, снабжен­ной десятью колоннами".

Эта терраса — главная особенность дубровицкого дома, являющаяся по мнению авторов путеводителя, «курьезной „отсебятиной" архитектора, лишившего ка­пителей как ее колонны, так и пилястры главного выступа, обрамляющие вверху полуциркульные окна».

«Венчающий фронтон, так же, впрочем, как и на дворовом фасаде, выделен двумя треуголь­ными надстройками, как бы являющимися продол­жением стены".

"Подмосковные усадьбы" 1925 год
Капители, которые вы видите... результат реконструкции 1960-х годов. Это к слову, что при Советском союзе здесь все было в запустении, как говорят некоторые экскурсоводы. Все немножко не так, и мастера, реставрировавшие усадьбу после пожара были настоящими художниками и профессионалами.
Фотографии разных лет
Дубровицы. Усадебный дом с видом на церковь, 1927 - 1930 г. Направление съемки: Юго-Восток, автор фотографии неизвестен. Предположительно 1929 год - с изображением усадьбы князей Голицыных "Дубровицы" с фотографии Ю.Ерёмина.

Видно почти примыкающую к терассе каменную ограду выстроенную по заказу Матвея Александровича Дмитриева -Мамонова.
Фото из коллекции Вадима Разумова. Колоризация
Исправление "ошибок" при реставрации в 1970-х. Фото Министерства культуры СССР
Западная терраса дома. На ней ученики Московского коммерческого училища и преподаватели. Фото из альбома Михаила Базыкина - альбом из коллекции Татьяны и Сергея Подстаницких. По клику на фото - небольшая история о Базыкине и снимках из его альбома.
Очень интересное фото из архива Евгении Курковой. Справа третий этаж уже надстроен, а слева еще нет. При этом хорошо сохранилось основание стеклянного козырька над входом в усадебный дом. На фронтоне герб Голицыных. Перед домом - фонтан. Ель на переднем плане...
Может быть её посадил Петр I?
1930-ые

Детский дом стратегического назначения

Документ из архивного дела Трудкомунны имени Клары Цеткин
После закрытия музея, с 1929 по 1932 год, дворец стал детским домом - официльное название - Трудкомунна имени Клары Цеткин. Какие именно помещения в усадьбы занимала комунна - мы пока не выяснили.

"В тридцатые годы здание снова перестраивали, но уже безо всякого понятия о красоте и стиле: сделали все трехэтажным, с виду похожим на обычный дом-коробку.

Перестройке подвергся и весь интерьер: вместо анфилады просторных комнат-зал - длинные во все здание коридоры, которые комнаты эти порезали и разделили на южную и северную стороны" - пишут дубровицкие краеведы старшего поколения (Колосова А.Г, Филипович Э.Г).

Однако планы здания середины 1920-х свидетельствуют, что первый этаж главного дома усадьбы был комнатно-коридорного типа и тогда. Более того, есть основания полагать, что перестройка была проведена еще до революции - есть свидетельства, что первый этаж дома сдавался внаем дачникам и предоставлял кров паломникам, приезжающим в храм Знамения в Дубровицах.

В 1930-х здание было приспособлено под общежитие и сельскохозяйственный техникум. Во время войны во Дворце располагалась школа летчиков. Тогда и сами Дубровицы были гарнизоном, а храм - стратегическим зданием. По рассказам старожилов, на крыше храма даже стоял замаскированный пулемет... Правда это или нет - мы пока не выяснили, но маловероятно в связи с сложностью подъема к куполу.
1960-е г. Допожарное фото. Если вы докрутили страницу до этого места, притормозите и посмотрите на фото внимательнее. Видите герб СССР? А чашу бывшего фонтана? Голицынские канделябры с баранами еще на месте, а вот стеклянной крыши уже нет и в помине. Эстеты пишут, что дом похож на коробку, но кто знает, сколько жизней спасла эта коробка в 1930-1940-ые. Обратите внимание на окна третьего этажа в центральной части дома - на предыдущем фото в начале реконструкции и на этом...И на место, где был герб Голицыных...
Фото из архива Евгении Курковой
Мраморная ваза у здания усадьбы. На этом фото ворота краешек еще не разрушенной колокольни и ворота к церкви. Как видите они воссозданы в очень похожем виде. Негатив преобразован и раскрашен.
Фото: Виноградов Николай Дмитриевич 1927 год. Госкаталог/ Музей архитектуры имени А.В. Щусева"
Поиск ваз из Дубровиц тоже дал свои результаты. Сначала мы нашли их в имении Горки (Ленинские), но оказалось у них там точно-такие-же. С дореволюционных времен.
Поиск продолжился и в 1930-х вазы нашлись на Пионерских - ныне Патриарших прудах. Куда они делись отттуда, мы пока не выяснили, но точно такие же вазы имеются в одном известном московском парке (саду).
В левом нижнем углу следующего снимка видна чаша фонтана. С ним связана любопытная история, которую рассказала архитектор и художник Анастасия Головина, восстановившая по сохранившимся в Дубровицах частям старого фонтана аналогичный фонтан у Ванного домика в Кузьминках.
Анастасия рассказывает, что современным мастерам не удалось в точности повторить работу старых мастеров - не справились...

Фото времен начала достройки 3 этажа - конеч 1920-х - начало 1930-х.
Интересно, что в Дубровицах клумба и фонтан сменяли друг-друга несколько раз даже в XX веке. Для подачи воды к фонтану Сергей Михайлович Голицын выстроил водокачку с самым современным на тот момент оборудованием. До конца 1970-х здание водокачки стояло под склоном у церкви. На этом месте сейчас расположена ажурная кованая скамейка.


Последнюю версию фонтана закрыли в 2013-м. В 2014-м чашу засыпали землей и высадили цветы.
Последний год последнего фонтана. 2013 год.
Продолжение следует...
Made on
Tilda