Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
комната, похожая на антикварную лавку

Будуар

интерьеры Художественно-бытового музея в Дубровицах
Дальнюю половину этажа занимали в прошлом семейные апартаменты: кабинет хозяина, столовая, будуар супруги, спальня и небольшая, так называемая интимная гостиная.

Располагавшийся в угловой комнате будуар, судя по старому описанию, походил на антикварную лавку. Здесь были «два шкапчика с вставками из разноцветных камней, прелестный ампирный гарнитур, наборный комодик XVIII столетня, угловые шкафы и несколько кресел с ручками в виде крылатых сфинксов».

Фарфоровыми статуэтками здесь были уставлены все плоскости - столы, полки, столешницы, крышки шкафов.

Матово белел на стене подаренный еще фавориту мраморный овальный барельеф Екатерины II, а рядом написанные в светлых красках портреты Павла I и императрицы Марии Федоровны (копии с полотен Рослина).

Вперемежку с ними висели поздние жанровые портреты семейства Голицыных.

Будуар через небольшое, теперь уже исчезнувшее при перестройке здания помещение сообщался со спальней. В этой круглой проходной комнате потолок был расписан цветами. Отсюда другая дверь вела на дальнюю лестницу. В спальню можно было попасть и иным путем - из гостиной, которая сообщалась с Гербовым залом.

А.М. Тарунов "Дубровицы"
А.М. Тарунов ссылается на старое описание будуара. Что он имеет ввиду, с учетом того, что описание помещений усадебного дома, не сохранившиеся до того момента, когда он писал свою книгу о Дубровицах, он черпал из описаний других авторов. Посмтрим, что пишет о будуаре Алексей Николаевич Греч.

Будуаръ наполненъ старинной мебелью.

Посредине плафона висить люстра изъ горнаго хрусталя, въ стиль Людовика XVI.

На стене мраморный барельефъ императрицы Екатерины II, пожалованный ею князю Голицыну.

Тут же находятся: подареннын князю C. М. Голицыну миниатюры портретов на слоновой кости, царской фамиліи, начиная съ императрицы Екатерины II до миниатюры императора Александра II, сдвланнаго с него в дътском возрасте, по случаю заместительства князем короля прусского у купели, во время крестин императора; миниатюры всего рода князей Голицыных,

и барельефъ-изображеніе императора Николая I, подаренный им князю С. М.

Картина открытия памятника императору Павлу I въ Гатчине, присланная кн. С. М. Голицыну императором Николаемъ I;

часы с канделябрами времен Людовика XV из золоченой бронзы;

масса фарфоровыхъ чашекъ и статуэтокъ - подарки императорской фамилии;

подсвечники стиля Людовика XVI изъ белого мрамора, украшенные стразами;

булевский портфель(?) кн. С. М. весьма тонкой работы.

Никифоров. Из прошлого Москвы
Два описания, датируемые 1900 и 1925 годом становятся для нас отправной точкой.

Вместе с фото из книги Греча, где комната, на наше счастье, подписана.

Теперь можно смотреть на негативы Николая Николаевича Лебедева, опубликованные Музеем Щусева. Очевидно, что это одна и та же комната.
Лебедев Н.Н.
Московская обл., Подольский р-н, Дубровицы. Усадьба Дубровицы. Главный дом. Интерьер первой четверти ХIХ в. Вид интерьера.

Период создания:
1920-е гг.
Будуар

Наиболее интересен, по своей обстановке, угловой будуар, где много найдем мы хороших образчиков мебели.

Тут стоят два шкапчика с вставками из разноцветных камней, образующих мозаикой букеты цветов, птиц и даже целые ландшафты,

прелестный гарнитур мебели самого нач. XIX в. с декоративными мотивами змей и бараньих голов, (столик у дальней стены)

чудесный наборный комодик XVIII столетия,

шкапы-угольники и несколько кресел с ручками в виде крылатых сфинксов.

На этажерках и столах размещено много фарфора - вазы с изображением видов Неаполя,

кашпо с аллегорическими фигурами, завода Веджвуд, (на столике прямо?)

длинное блюдце с мелкими цветочками Севрского завода,

наконец, прелестный чайный сервиз старого Мейсена.

По стенам висит ряд портретов и сувениров.

Наследием мамоновской эпохи является, по всей вероятности, небольшой мраморный барельеф на ляпис-лазуревом фоне, где изображен профиль Екатерины II, окруженный гирляндой с рогом изобилия, и увенчанный государственным орлом.

Павел I и его жена с портретов Рослена,

гравированные изображения Голицыных,

рисунок известного любителя Лангера, представляющий О. Ермолова за карточной игрой - все эти произведения не мало украшают стены этой, сильно уставленной вещами, комнаты.

А. Греч. Дубровицы. Подмосковные музеи

Одна из двух сохранившихся фотографий Алексея Греча в экспозиции выставки «Возвращение в усадьбу» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Арман Тадевосян
На правой стене копии портретов Павла I и ... похоже того же Рослина - Великой княгини Натальи Алексеевны - первой жены Павла, умершей при родах.

О портретах над круглым столом и между супругами - надо подумать или поспрашивать специалистов.
Неизвестный художник. Портрет императрицы Марии Александровны в трауре. После 1865 года. Холст, масло. СПГУП «Киностудия “Ленфильм”»
Портрет в экспозиции Дубровицкого музея - по словам Александра Савинова - происходил из собрания усадьбы в Лопасне
Екатерину с рогом изобилия пока нашли только на гравюре.
А это часы из будуара. Рисунок, вероятно, директора музея С.И. Дарагана. 1926-1927 год.
Made on
Tilda