Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

ГОСТИНАЯ ИЗ ЛОПАСНИ

В 1921 году в музее дворянского быта в Дубровицах появилась новая экспозиция из усадьбы Гончаровых-Васильчиковых
Гостиная из Лопасни появилась в Дубровицах в 1921 году, когда в музей привезли мебель и другие предметы из имения Васильчиковых-Гончаровых. Вход в лопасненские комнаты был из библиотеки - напротив дверей, ведущих в Портретную.

Как рассказывает нам путеводитель 1925 года, особо примечательным в ней был старый рояль редкой треугольной формы. Помимо этого авторы отмечают стол с живописной картинкой доморощенной работы (так в тексте), витринки и столик с заграничным и русским стеклом и фарфором. Ряд альбомов, акварельных портретов (работы Рокштуля), сонетка,колокольчик, шкатулка с вставленной в нее бисерной вышивкой. Помимо этого на стене гостиной висели два "итальянских" пейзажа Ф. Васильева с пастушечьими фигурами, очаровательные гуаши Хакерта, изображающие развалины древнего Рима (Колизей, храм Паллады, Монте-Карло и др.) Помимо этого в описании гостиной указаны две немецкие акварели XIX века, изображающие привал солдат и вид города на реке. Тут же висел портрет С. М. Голицына, представленного сидящим в кресле на фоне пейзажа.

О каком из С.М Голицыных и каком портрете речь, мы пока не выяснили.
Диван, кресла и акварельный портрет из усадьбы Васильчиковых Лоапсня-Зачатьевское в экспозиции "Гостиные из Лопасни" во дворце-музее кн. Голицыных в Дубровицах. Фотография 1919-29 годов.
Фото из архива Александра Савинова / Усадьба ЛОПАСНЯ-ЗАЧАТЬЕВСКОЕ
Гостиная из Лопасни. Фото из книги "Подмосковные музеи"
Спальня из Лопасни
Следующая комната с закругленными углами, использованными один как печка, другой как вход в уборную - является спальней. Мебель красного дерева павловского времени - глубокие кресла с конусообразными изогнутыми спинками, туалетный стол "жакоб" с накладными бронзовыми тягами, с овальным, качающимся зеркалом, небольшое наборное бюро XVIII в. - все это создает, также как и в соседней гостиной, впечатление обжитого, старинного уголка.

Крайне интересной с художественно-бытовой стороны является ширма, затянутая вышитыми шерстью картинами: любовное свидание, серенада, катание на лодке и прощание карабинера с женой.

Несколько картинок и акварелей украшают стены: снова находим здесь портрет неизвестного работы А. Рокштуля, какую-то старушку Изабеллу Ром, Липарскую в белом чепце с желтыми лентами и пейзаж-сувенир - вид замок Блоней в Швейцарии. Все эти вещи (кроме бюро) , так же как и снимок с портрета жены Пушкина Н. Н Гончаровой, происходят из соседнего серпуховского имения "Лопасни".

"Подмосковные усадьбы", 1925 год

Спальня из Лопасни. Фото из книги К.А. Семенова "Усадьба Дубровицы. Храм Знамения".
Мы попросили прокомментировать фото сотрудника музея в Лопасне Александра Борисовича Савинова

"Да, с портретами, всё ясно. Это, вариант портрета В.к.Елизаветы Алексеевны тип Виже Лебрен. Другой портрет В.к. Александра Павловича с оригинала Левицкого, возможно Миропольский. Барельеф портрет В.к. Павел Петрович может быть Рашета.
Но, шкаф-картоньер с часами, совершенно уникальный. Франция 1760-х. Кажется, он частично сохранился (без часов).
Может оказаться, что это совсем другая усадьба..."

Пост с комментарием

Александр Савинов
Музей-усадьба Лопасня
Элизабет Виже-Лебрен.
Портрет Елизаветы Алексеевны
Источник изображения Википедия

After Dmitry Grigorievich Levitsky, 1735 -1822
PORTRAIT OF GRAND DUKE ALEXANDER PAVLOVICH, THE FUTURE ALEXANDER I
Источник изображения Sotheby's



В одном из залов экскурсанты могли видеть «Гостиную из Лопасни», состоящую полностью из привезенной лопасненской ампирной мебели, художественных ценностей и посуды. Там стояли рояль редкой треугольной формы, стол с инкрустацией, витринки с небольшой коллекцией западных и русских изделий из стекла.
На стене висели в ряд два итальянских пейзажа с пастушескими фигурами и гуаши с видами римских развалин — ранние работы замечательного пейзажиста Федора Васильева. По воспоминаниям, в следующей экспозиционной комнате также имелись вещицы из Лопасни — среди прочего небольшой портрет Натальи Николаевны. Но что это за портрет и какому автору он принадлежал — мы сейчас сказать не можем.
Жизнь Музея в Дубровицах оказалась непродолжительна. По постановлению М.О.Н.О. (Московское общество народных образований) и Президиума Моссовета музей в 1927 году был закрыт с формулировкой «как не представляющий особой ценности». Какова же дальнейшая судьба лопасненской коллекции? К сожалению, далее след разветвляется и проследить его становится довольно-таки сложно.
Но известно, что после закрытия дубровицкого музея «гостиная из Лопасни» была вывезена в музей Никольское-Урюпино. Оставшаяся мебель, фарфор, картины были отправлены в музеи Царицына и Серпухова. Усадьба Никольское-Урюпино относилась к более скромным, и была характерна для «среднего» дворянства. Именно в этом заключался ее интерес и значение. Дело в том, что хотя Никольское-Урюпино и принадлежало князьям Голицыным, тем не менее оно отражало вкусы и привычки верхнего слоя дворянства. В этой усадьбе, так же, как и в усадьбе Васильчиковых, обыденная, будничная жизнь ее обитателей складывалась проще и интимнее, чем в усадьбах типа Кускова, Останкина и Архангельского. Этот музей значился в списке краеведческих музеев губернии за 1929 год: «Урюпино-Никольское и парк среднего московского дворянина — с. Урюпино Воскресенского уезда, — М.О.Н.О.» Позднее и этот музей так же был расформирован и судьба «Лопасненской гостиной» оказалась затерянной.

В. КОЛЬЦОВА.
«Чеховский Вестник» от 26 августа 2003 года / музей-памяти-1941-1945.рф
Ф. 966 Оп. 4 Д. 1045 л 45 оборот
Made on
Tilda