Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
Гилас и нимфы
История барельефа с выставки в "Архангельском"
Как барельеф из Дубровиц оказался в другом музее
На выставке «Вода в усадьбе. Вода в искусстве», проходящей в зале Ботанических оранжерей музея-заповедника "Архангельское", среди экспонатов можно увидеть мраморный барельеф. Довольно любопытную историю бытования рассказывает хранитель музейных предметов Татьяна Гусаковская

С июня 1929 года в собрании музея-заповедника «Архангельское» находятся два мраморных барельефа «Амур и грации» и «Гилас и речные нимфы», поступившие из закрытого Музея дворянского быта соседней усадьбы Никольское-Урюпино. До 1917 года этим поместьем владели князья Голицыны, чьи предки были одновременно и хозяевами Архангельского с 1703 по 1810 год.

На стеклянных негативах 1920-х годов фотографа Н.Н. Лебедева из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева виден несохранившийся интерьер библиотеки Большого дома в Никольском-Урюпине. Можно рассмотреть, что барельефы были заключены в рамы.

В свою очередь в Никольское-Урюпино предметы передали через Государственный музейный фонд из ликвидированного музея в Дубровицах, некогда великолепной усадьбы другой ветви знатного рода князей Голицыных. Известно, что барельефы принадлежали коллекционеру и меценату князю Сергею Михайловичу Голицыну (1774-1859).

По архивным сведениям, 2 мраморных скульптурных барельефа золоченных рамах, изображающих «Амура с богинями» и «Нимфы, похищающие Гиласа», украшали Парадную лестницу Большого дома имения Дубровицы.
Страница описи предметов Дубровицкого художественно-бытового музея с упоминанием барельефов. Ф 966 оп 10 д 129 л 18
Темой для рельефа «Гилас и речные нимфы», представленного сегодня в экспозиции, послужил небольшой отрывок из античного мифа. Гилас, сын царя дриопов Тейомена, был спутником и оруженосцем Геракла во время похода аргонавтов за Золотым руном. Гилас отправился за водой на стоянке аргонавтов у острова Кеос, но у источника плененные его красотой нимфы увлекли юношу навечно в водное царство.
Фото 1, 2
Торвальдсен Бертель (1770 - 1844)
Гилас и речные нимфы. Барельеф. 1830-е гг.
Фото 3
Лебедев Н.Н.
Усадьба Никольское-Урюпино. Главный дом. Интерьер. Зал. Вид зала.
Период создания: 1920-е гг.
Материал, техника: стекло
Размер:13х18 см
Номер в Госкаталоге: 38651790
Номер по КП (ГИК): ГНИМА ОФ-228/1554
Инвентарный номер: IV-1544
Фото 4
Лебедев Н.Н.
Усадьба Никольское-Урюпино. Главный дом. Интерьер. Вид зала и комнаты.
Период создания:1920-е гг.
Материал, техника: стекло
Размер:13х18 см
Номер в Госкаталоге: 38651737
Номер по КП (ГИК): ГНИМА ОФ-228/1549
Инвентарный номер: IV-1539
Made on
Tilda