Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
берег левый - берег правый

ДУБРОВИЦЫ
РЕКИ и МОСТЫ

Когда в Дубровицах построили первый мост?
И как перебирались через окружающие нас Пахру, Десну и Мочу до и после этого знакового события?
Когда в Дубровицах появился первый мост? Пока точно сказать не можем. Из приведенного здесь плана, который в музее Щусева датируется 1948 годом, но на самом деле похож на более ранний, мест для переправы было две. У конного двора и под церковью - с выездом на Беляево. Почему так? Будем искать объяснение вместе. Может быть у кого-то есть версии или документы о дубровцких мостах?


Карта из музея архитектуры им. Щусева. На ней мы видим мост в районе дороги вдоль Конного двора и неявную переправу к нынешней улице Беляевской - тогда деревне Беляево. Эта переправа в 1950-х - 1960-х есть на фото из семейного архива Дарьи Грин.
Сначала немного дореволюционной истории

1871 год

Об устройстве постоянного моста на реке Пахре в селе Дубровицах Подольского уезда

1) Первый вопрос возбужден был владельцем села Дубровицы, кн С. М. Голицыным, в письме на имя председателя губернской управы.

Князь Голицын, указывая на необходимость постоянного моста в Дубровицах в виду единственного сообщения земской учительской семинарии с Москвою через село Дубровицы, предлагал участвовать в постройке этого моста в сумме 2,500 руб., с тем, чтобы остальной расход при постройке земство взяло на свой счет.

При рассмотрении этого предложения, комиссия нашла следующее.

а) Устройство постоянного моста на реке Пахре в Дубровицах вызывается не только необходимостью сообщения учительской семинарии с Подольском, но и множеством селений, расположенных за Дубровицами в пределах десенной и красно-пахорской волостей поддельного уезда. Жители всех этих селений, будучи лишены всякой возможности сообщаться прямым путем с городом, осенью и весною весьма часто поставлены бывают в необходимость делать значительный объезд, лишь бы миновать реку Пахру.

б) Расходы по сооружению моста составляют 5,000 руб., так что степень участия кн. Голицына в постройке моста определяется половиной расхода.

в) Безусловное принятие на счет губернии построек как на уездных, так и на проселочных дорогах разрешено было собранием отрицательно.

Но, принимая во внимание, что в данном случае
предлагаемый земству расход в 2,500 руб. обусловливается участием кн. Голицына затратой денег в тех же размерах, комиссия полагала бы отпустить в распоряжение губ. управы сумму в 2,500 руб., из остатков по текущей смете, с тем, чтобы управа употребила их на постройку упомянутого моста, по взаимному с кн. Голицыным соглашению.

Журнал Московского губернского земского собрания
Мост через Десну. Фото 1910-х гг. Предположительно автор Соколов.
Вид на мост через р. Пахра и ул. Беляевскую со стороны Церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.
Мост через Пахру с выходом на Беляевскую улицу. Фото А.П. Рожкова. 1950-е годы.
daria_green / семейный архив
Вид на мост через р. Пахра и ул. Беляевскую со стороны Церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. daria_green/pastvu.com
Мост через Пахру в р-не Дубровиц / фото Ф. Земскова, 12-Х-58.
"Историко-мемориальный музей-заповедник "Подолье"
Мост у строящегося моста. Фото А.П. Рожкова.
Мост через Пахру у Конного двора. 1950-ые. Фото Анатолия Павловича Рожкова
1950-ые. Строительство первого каменного моста из архива Дарьи Грин - семейный архив Рожковых.
На таком автобусе возили профессуру ВИЖа, работавшую в Дубровицах, но проживавшую в Москве. Директор института Лев Константинович Эрнст ездил на нем вместе с другими сотрудниками. Вот так. На фото из архива Дарьи Грин автобус в середине 1950-х - еще до перевода ВИЖа. Тогда в Дубровицах был Институт кормления с/х животных и МИС.
Сваи - похоже начало строительсва каменного моста.
Начало строительства каменного моста через Пахру в Дубровицах. Около 1955 г.
Фото А.П. Рожкова из архива Дарьи Грин
Мост через Десну
Мост соединявший Дубровицы и Ерино.
Ныне не существует
Мост через Десну. Фото 1910-х гг. Предположительно автор Соколов.
Мостик (лавы) к месту отдыха на поляне со стороны Ерино.
Фото: Мельченко Евгений Ильич из архива Евгении Курковой.
Мостик (лавы) к месту отдыха на поляне со стороны Ерино. Фото из архива Евгении Курковой.
Вид на лавы со склона пляжа "под Демченко"
Фото: А.Д. Остроумовой / семейный архив
Мостик (лавы) к месту отдыха на поляне со стороны Ерино. В середине моста - секция для прохода под ним лодок.
Фото: Мельченко Евгений Ильич из архива Евгении Курковой.
Лемешовский мост
Мост через Пахру, соединяющий Дубровицы и Лемешово. Ныне известен как "висячий мост"
Деревянный Лемешовский мост сносило половодьем почти каждый год. На заднем плане Ильинский храм. Фото А.П. Рожкова из архива Дарьи Грин. 1950 год.
Из личного архива Валерия Янаслова. 1975 год
Лемешовский мост. Мост через Пахру в Лемешово. На заднем плане Ильинский храм. - 1978-1979 гг. Фото из архива Любови Новиковой / История Подольска
Мост через Пахру и Ильинский храм в Лемешово. 1979 год Фото: Черных Георгий Михайлович
Фото Мигалева А. Н. 1982-1984 гг.
Паводок на Пахре. Конец 1990-х.
Начало 2000-х. Личный архив
В 2023 году мосты снова в центре внимания. Весеннее половодье разрушило подвесной мост через Пахру, соединявший Дубровицы и Лемешово. До осени мост был в аварийном состоянии, проход по мосту был запрещен (что не мешало отчаянным пешеходам перебираться через реку по мосту с оборванным тросом и провалившимся пролетом). Осенью власти Подольска все-таки решили навести переправу, отремонтировав старый мост. Изначально же они хотели снести подвесной мост и построить что-то более капитальное. Возможно к этой идее они еще вернуться.

В ноябре 2023 года трагедия произошла на другом мосту через Пахру - на автомобильном мосту в районе деревни Кутьино на дорог Дубровицы-Щапово рухнул пролет. Случилось это в момент, когда по мосту ехала машина. Женщина, находившаяся за рулем упавшей с высоты машины, получила травмы и оказалась в больнице. Мост обещают отремонтировать в 2024 году.

Жители деревень (Кутьино, Данилово, Булатово - относятся к Дубровицкому сельскому округу) попросили власти навести для них хотя-бы временную переправу, так как они оказались отрезаны от Дубровиц, где находится школа, в которой учатся дети из этих населенных пунктов. Временную переправу обещают построить в феврале 2024 года.


Made on
Tilda