НОЧЬ МУЗЕЕВ 2021

«Гостиная под сводами», куда из вестибюля вела боковая дверь, в прошлом была наполнена гравированными портретами деятелей екатерининского века: К. Г. Разумовского, А. С. Строганова, П. А. Румянцева, А. А. Безбородко, П. Н. Зубова… Эта коллекция собиралась еще фаворитом А. М. Дмитриевым-Мамоновым. Свое название гостиная получила по сводчатому потолку, к которому крепилась тяжелая бронзовая люстра в виде обруча с лебедями, поддерживающими рожки для свечей,- работа конца XVIII века. Обстановка гостиной также относилась ко времени Александра Матвеевича: стулья, комодики, круглый стол, ширмочка с росписью цветами.
«Гостиная под сводами», куда из вестибюля вела боковая дверь, в прошлом была наполнена гравированными портретами деятелей екатерининского века: К. Г. Разумовского, А. С. Строганова, П. А. Румянцева, А. А. Безбородко, П. Н. Зубова… Эта коллекция собиралась еще фаворитом А. М. Дмитриевым-Мамоновым. Свое название гостиная получила по сводчатому потолку, к которому крепилась тяжелая бронзовая люстра в виде обруча с лебедями, поддерживающими рожки для свечей,- работа конца XVIII века. Обстановка гостиной также относилась ко времени Александра Матвеевича: стулья, комодики, круглый стол, ширмочка с росписью цветами.
Снимок из альбома А.А.Губарева. 2.9.1928 года. Фото ГИМ
Несмотря на некоторое разорение в помещении идея росписи на этом фото видна лучше, чем на предыдущих.
«Гостиная под сводами», куда из вестибюля вела боковая дверь, в прошлом была наполнена гравированными портретами деятелей екатерининского века: К. Г. Разумовского, А. С. Строганова, П. А. Румянцева, А. А. Безбородко, П. Н. Зубова… Эта коллекция собиралась еще фаворитом А. М. Дмитриевым-Мамоновым. Свое название гостиная получила по сводчатому потолку, к которому крепилась тяжелая бронзовая люстра в виде обруча с лебедями, поддерживающими рожки для свечей,- работа конца XVIII века. Обстановка гостиной также относилась ко времени Александра Матвеевича: стулья, комодики, круглый стол, ширмочка с росписью цветами.
Красная гостиная. Фото из книги К. А. Семенова "Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения".
Этот же снимок вошел в книгу А. Н. Греча "Венок Усадьбам", написанную в 1920-х.
Фото из книги К. А. Семенова "Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения"
Диван, кресла и акварельный портрет из усадьбы Васильчиковых Лоапсня-Зачатьевское в экспозиции "Гостиные из Лопасни" во дворце-музее кн. Голицыных в Дубровицах. Фотография 1919-29 годов.
Фото из архива Александра Савинова / Усадьба ЛОПАСНЯ-ЗАЧАТЬЕВСКОЕ
Гостиная из Лопасни. Фото из книги "Подмосковные музеи"
Судьба музея
В 1917 году бывшие дворянские усадьбы, и Дубровицы в их числе, поступили в ведение учрежденного Народного комиссариата земледелия. Вопросами охраны сосредоточенных там историко-художественных ценностей занималась специальная Комиссия по охране памятников искусства и старины, созданная и октябре 1917 года при Московском Совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Чтобы спасти от возможной гибели оставленные без присмотра сокровища, Комиссия приняла решение вывести наиболее ценные предметы усадебного быта в хранилища Государственного музейного фонда. В начале 1918 года из Дубровиц были взяты несколько десятков картин, составлявших убранство «портретной», среди них работы Ротари, Рокотова, Тропинина, Кипренского, Брюллова, а также крепостных живописцев. Эти полотна, как и ценности из десятков других подмосковных усадеб, поступили в запасники Государственного Исторического музея, Третьяковской галереи и Музея изящных искусств (ныне Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Теперь почти невозможно проследить судьбы всех поступлений из дворянских усадеб…

Алексей Михайлович Тарунов.

Дубровицы. 1991 год

Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной Неизвестный художник, между 1709 и 1715, 171.5 х 131.5 холст, масло

Государственная Третьяковская галерея, Зал 1
"Забавная Наталья Яковлевна Нарышкина с детьми — грубой, но курьезной живописи" -
Так пишет об этом портрете Маковский - вероятно называя героиню Настасьей, что по какой-то причине превращается в Наталью. По крайней мере забавного и курьезного портрета Натальи Яковлевны Нарышкиной мы пока не нашли. Более того - мы спросили у экспертов, и они подтвердили, что портрет поступил в Третьяковскую галерею из усадьбы Дубровицы.

Маковский мало рассказывает о том, что он увидел в доме Сергея Михайловича Голицына. На его вкус дом в Дубровицах наполнен всякой ерундой и подделками, но общее впечатление от Дубровиц это ему не испортило.

Почему портрет оказался в Дубровицах?

Тут все связано очень тесно. Дочь Анастасии Яковлевны и Кирилла Алексеевича Нарышкина Татьяна Кирилловна Нарышкина (1704-1757 интересно на портрете она справа или слева?*) вышла замуж за Михаила Михайловича Голицына (1684-1764) - деда Сергея Михайловича Голицына (первого) - унаследовавшего Дубровицы от Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова. О том, как Дубровицы перешли к Сергею Михайловичу Голицыну (второму 1864-1915) см. раздел Владельцы.

Есть и вторая линия родства.
Дочь - Софья Кирилловна бар. Строганова была замужем за бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым - родным братом Александра Григорьевича Строганова (его "дубровицкий" портрет работы Франкарта вы наверное уже видели).
Неизвестный художник. Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми.
Неизвестный фотограф. Главный дом. Усадьба Дубровицы. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Московская обл. Подольский р-н. Усадьба Дубровицы. Дворец. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Интерьер. Фрагмент одной из комнат. (Портретная галерея ?).
Фото из коллекции Музея Щусева

Орест Кипренский. Портрет Александра Михайловича Голицына
Орест Кипренский. Портрет Александра Михайловича Голицына (1819 год)
Князь Александр Михайлович Голицын ( 1772 - 1821) — тайный советник, гофмейстер, собиратель художественных редкостей из рода Голицыных. Старший брат «последнего московского вельможи» Сергея Михайловича Голицына. В 1807 году из-за болезни жены уехал с семьей за границу, где стал жить большую часть своего времени. В 1819 году Голицын переехал в Италию. Приобретя дом Монтенаро, жил в Риме на виа Умильта, где художник и написал этот портрет. Позднее Кипренский написал портреты сыновей князя.

Дед последнего владельца Дубровиц

“Потрясение, пережитое в залах Ватикана, не прошло бесследно. Снова с прежним волнением Кипренский начал работать над портретом князя Голицына - одним из самых поэтических полотен русской живописи."


Константин Паустовский "Орест Кипренский"

Орест Кипренский. Портрет Александра Михайловича Голицына
Биография

Внук генерал-адмирала М. М. Голицына и барона А. Г. Строганова. Сын генерал-поручика и камергера М. М. Голицына и баронессы Анны Александровны Строгановой (1739—1816), от которой вместе с братом унаследовал усадьбы Гребнево и Кузьминки.

В царствование Екатерины II был камер-пажом. Выказывал императрице бесконечную преданность, и она ему благоволила. Затем был назначен камер-юнкером к великому князю Александру Павловичу. Благодаря уму и умению быть приятным собеседником заслужил его благосклонность и доверие.

В 1799 году Павлом I был удалён от двора. Как говорили современники, за то, что был посредником между Александром Павловичем и актрисой Шевалье, фавориткой И. Кутайсова.

Впоследствии вновь был при дворе. Был гофмейстером при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1802 году сопровождал великую княгиню Елизавету Алексеевну в Швецию для свидания с сестрой Фредерикой. Князь Голицын отличался весёлым характером и сатирическим умом, был красив, за невысокий рост получил прозвище «le petit Golitzine» («Маленький Голицын»), а за длинное лицо «le prince cheval» («князь-лошадь»). Современники находили его очень похожим на шведского короля Густава IV Адольфа.
Радищевский музей. Саратов.
Орест Кипренский. Портрет Федора Александровича Голицына. 1833 год.
Поступление. В 1926 из Государственного музейного фонда; ранее – собственность князей Ф.А. Голицына, С.М. Голицына (Кузьминки, Дубровицы, Московская губ.)
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.
В 1833 году Орест Кипренский написал портрет молодого аристократа, князя Федора Голицына. Картину относят к позднему периоду в творчестве художника — он создал её всего за три года до смерти.

Кипренский был представителем русского романтизма. Это направление живописи было особенно популярно в XIX веке. Одна из основных идей художников-романтиков — это возвращение к природе и естественности. Поэтому они акцентировали внимание на спонтанности и писали окружающий мир эмоционально. Чувства они выражали при помощи игры света и теней.

В своем позднем творчестве Кипренский отошел от романтического направления и всё чаще использовал приемы парадного портрета. Например, для этой картины он выбрал большой формат холста и контрастную цветовую палитру, модель написана в строгой статичной позе. Все вместе это создает ощущение театральности, словно кто-то намеренно срежиссировал действительность. Все это — черты парадного портрета.

Кипренский изобразил молодого человека по пояс, на фоне красной шторы. Драпировка прикрывает окно, за которым виднеется итальянский пейзаж — берег моря, маяк, дом с красной черепичной крышей и зеленые кроны деревьев. Голицын был сыном русского посланника в Риме и жил в Италии.

Однако лицо модели лишено холодности и отстраненности, которая характерна для парадного портрета. Голицын смотрит куда-то вдаль с легкой мечтательной улыбкой, приподняв брови. Это привносит в образ героя лирическую взволнованную ноту. В портрете Голицына автор совместил черты парадной и романтической живописи.

В 1841 году Голицын принял католичество, а спустя несколько лет отказался вернуться в Россию. Его заочно признали невозвращенцем, лишили всех прав и приговорили к каторжным работам. Он поступил на службу в папскую армию и в 1848 году погиб в бою.
Портрет принадлежал семье Голицыных и находился в их фамильных имениях. После революции картина поступила в Государственный музейный фонд, а в 1926 году её передали в Радищевский музей.

Источник
Орест Кипренский. Портрет Михаила Александровича Голицына . 1833 год. Частное собрание.
Orest Kiprensky. Portrait of Prince Mikhail Alexandrovich Galitzine (1804-1860) signed and dated 'ORESTE K/1833' (lower right) oil on canvas, with painted feigned dome 37 x 53½ in. (94 x 136 cm.).
Орест Кипренский. Портрет Михаила Александровича Голицына . 1833 год. Частное собрание.
"В издании ЖЗЛ, посвящённом творчеству Кипренского говорится:
"Портрет Михаила Александровича кисти Кипренского не сохранился, и мы не знаем, как художник сумел раскрыть характер брата..." [Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Кипренский. М., 1990, с.313].

Довольно неожиданно, разыскивая изображение надгробий братьев в итальянской Болонье в сети, мне попался этот портрет, выставленный на аукционе Christie's за $1,119,803. Так что не могу не поделиться...

Михаил Александрович Голицын (1804-1860) - действительный статский советник (с 1.08.1857), камергер (с 16.08.1857) был сыном гофмейстера князя Александра Михайловича Голицына (1772-1821) от брака с фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны княжной Натальей Федоровной Шаховской (177 - 1807).

Тайный советник, посланник в Мадриде, писатель, библиофил, создатель Голицынской библиотеки в Москве, под давлением брата тайно перешел в католичество. Был женат на княжне Марии Ильиничне Долгоруковой (1822—1907), дочери И. А. Долгорукова.


Картина «Интерьер дома князей Голициных в Риме». С.Ф. Щедрин
"Эта картина – одна из последних в творчестве Сильвестра Щедрина. Здесь всё безыскусно и просто: рассеянный солнечный свет проникает через окна и мягко освещает комнаты. У очага – две итальянки в красочных национальных костюмах. Мягкий зеленый тон обоев, тени на гладком полу, легкий сумрак в углах создают ощущение прохлады, покоя и особого уюта интерьера римского дома князя А. М. Голицына, с которым живописец довольно тесно сошелся в пору пребывания в Италии. Пейзаж за окном намекает на знойный день – в разбеленном, выцветшем небе тают в жарком мареве легкие облачка".
Тропинин. Портрет юноши. 1821 год.
Портрет Михаила Александровича Голицына. Новгородский художественный музей
Действительный статский советник, камергер. Из древнего княжеского рода.Старший сын гофмейстера князя Александра Михайловича Голицына (1772—1821) от его брака с любимой фрейлиной императрицы, княжной Натальей Фёдоровной Шаховской (1779—1807). Правнук генерал-адмирала М. М. Голицына и барона А. Г. Строганова. Родился 13 (25) мая 1808 года в Петербурге, крещён 4 июня 1804 года в Исаакиевском соборе при восприемстве императрицы Елизаветы Алексеевны и дяди князя Петра Фёдоровича Шаховского.

Детство и юность провел в Париже, где в доме своей тетки Е.И. Голицыной познакомился со многими известными художниками и литераторами. В 1822 году поступил на службу в Коллегию иностранных дел актуариусом, он был сначала причислен к Московскому архиву коллегии, а затем состоял при миссиях во Флоренции (с 1824) и Риме (с начала 1836). Осенью 1836 года уволен от службы по слабости здоровья. В это время он тайно перешёл из православия в католичество. В 1856 пожалован в церемониймейстеры и назначен сначала состоять при Министерстве иностранных дел, в конце назначен посланником в Мадриде. С 1859 состоял, согласно завещанию своего дяди кн. С.М. Голицына, почётным главным директором Московской Голицынской больницы. Умер в 1860 году в Монпелье, где лечился, и погребён на кладбище Кампо-Санто в Болонье.

B.A. Муханов дал в своем дневнике такую характеристику Голицыну: «Неправильное воспитание сообщило ему направление, не вполне соответствующее его положению; преувеличенная склонность к чужеземному и по несчастию отчуждение от своей собственной страны... воспрепятствовали ему принести своему отечеству ту пользу, которую он бы мог... Просвещенный ум, доброе сердце, большая обходительность, старинная любезность сообщали большую прелесть сношениям с кн. Голицыным... У князя были благородные вкусы; он любил картины, статуи, старинную мебель, но особенною страстью была у него любовь к старым книгам».

Библиотека Голицына представляла собой обширное собрание ценных книг разнообразного содержания, преимущественно исторического, на латинском, греческом, французском, немецком и итальянском языках, в том числе редчайшие инкунабулы и первопечатные издания, почти полное собрание альдов и эльзевиров, роскошные старинные книги, напечатанные на пергаменте, книги замечательные по изяществу переплетов (среди них экземпляры из библиотек герцога Филиппа Орлеанского и маркизы Помпадур), редкие рукописи с миниатюрами. К Голицыну также перешла и библиотека, оставшаяся после графа А.М. Дмитриева-Мамонова.

Плохо зная русский язык, Голицын интересовался отечественной литературой. А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как в 1844 году Голицын вошел к ней в гостиную в тот момент, когда Н.В. Гоголь читал там свою «Женитьбу», попросил позволения остаться, а затем горячо благодарил хозяйку за приятно проведенный вечер, сказав, что читал «Мёртвые души» с восторгом и радовался, что наконец увидел их автора.
От брака (1842) с княжной Марией Ильиничной Долгоруковой (1822—1907), дочерью генерал-лейтенанта, генерал-адъютанта князя И.А. Долгорукова (во втором браке за Н.Д. Остен-Сакеном), имел единственного сына Сергея Михайловича (1843—1915), действительного статского советника, почетного попечителя и главного директора Голицынской больницы. После смерти отца к нему перешли собрание картин и библиотека. В январе 1865 он открыл в своём доме на Волхонке, 14 Голицынский музей. Из-за финансовых трудностей в 1886 продал отцовские коллекции в казну за 800 тысяч рублей. При приёме библиотеки в ней оказалось 3276 наименований (более 10 тысяч томов), из них часть (926 наименований, 2959 томов) была передана в Публичную библиотеку, остальное - в Эрмитаж.

Источник текста: сайт "Дипломаты Российской Империи"
Федерико де Мадрасо-и-Кунц. Княгиня Мария Ильинична Голицына 1857 год. Государственный Эрмитаж
ур.Долгорукова (1822-1907), дочь князя И.А. Долгорукова; с 1842 года была замужем за камергером Михаилом Александровичем Голицыным (1804-1860), во втором браке за дипломатом Н.Д.Остен-Сакеном (1831-1917)
Музейная роза
Пьетро Антонио Ротари. Анна Александровна Голицына
В 1759 г. итальянский художник П. Ротари написал портрет княгини Анны Александровны Голицыной, урожденной Строгановой (1739-1816). Анна Александровна приходилась внучкой Григорию Дмитриевичу Строганову, одному из богатейших людей петровского времени. В 1757 г. она стала женой Михаила Михайловича Голицына (1731-1804). На портрете изображена двадцатилетняя женщина. Вполне вероятно, что в момент создания картины, Анна Александровна ждала ребенка, поскольку 16 августа 1759 г. она родила сына Михаила.

Источник текста - Цветы из прически княгини Голицыной
Неизвестный фотограф. Главный дом. Усадьба Дубровицы. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Московская обл. Подольский р-н. Усадьба Дубровицы. Дворец. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Интерьер. Фрагмент одной из комнат. (Портретная галерея ?).
Фото из коллекции Музея Щусева

Портрет Екатерины в Дорожном костюме из собрания Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова  висел в усадьбе в Дубровицах рядом с портретом владельца усадьбы
Неизвестный художник, мастерская Д.Г. Левицкого
«Портрет Екатерины II в дорожном костюме» Конец 18 века
Портрет Екатерины в Дорожном костюме из собрания Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова  висел в усадьбе в Дубровицах рядом с портретом владельца усадьбы
Михаил Шибанов
«Александр Дмитриев-Мамонов» Конец 18 века Государственный Русский музей
Анастасия Михайловна Голицына
Княгиня Анастасия Михайловна Загряжская (урожденная Голинына) Сестра «последнего московского вельможи» Сергея Михайловича Голицына (первого).

Сестра деда последнего владельца Дубровиц Сергея Михайловича Голицына.

Рокотов
Федор Степанович

1732 - 1808

Портрет А.М. Загряжской
1760


Холст, масло 62 x 53
Инвентарный номер: Ж-445
Поступление: В 1926 из Государственного музейного фонда.

Загряжская Анастасия Михайловна (1728-1779) - дочь генерал-адмирала князя М.М. Голицына-младшего. Жена (с 1758) Н.А. Загряжского.
Вариант-повторение портрета, хранящегося в ГРМ.

Ранее:
Собрание С.М. Голицына (имение Кузьминки, затем Дубровицы Московской губернии, Румянцевский музей)

Выставки:
Первая выставка национального музейного фонда, М., 1918;
Ф.С. Рокотова, М., Л., 1923;
Выставка новых поступлений в Радищевский музей, Саратов, 1926;
Ф.С. Рокотов и художники его круга, Л., М., 1959-1960.
Оригинал в высоком разрешении на сайте culture.ru


Неизвестный фотограф. Главный дом. Усадьба Дубровицы. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Московская обл. Подольский р-н. Усадьба Дубровицы. Дворец. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Интерьер. Фрагмент одной из комнат. (Портретная галерея ?).
Фото из коллекции Музея Щусева

Место портрета указано предположительно исходя из описания Никифорова и физических размеров картины

Из письма (1753) княжны Анастасии Михайловны Голицыной (1728 – 1779) к брату Александру (1723 – 1807): «Государь мой братец! Беру смелость вас прасить, чтоб вы мне приказали купить, ежели мошна сыскать, памаду, каторой называетца жемчужной. Также и платки батистывая с етим же памадам, каторыми трут лицо. А я етот памад видела у графа Санти, каторой он [с] сабой привес из Рима. Оной памад белай, видам, как обыкновеной помад, толка сказавают, как лицо им натрешь, то делает великую белизну и харошую тень. И для тово меня здешныя дамы прасили, чтоб я чрез вас им достала онава памаду. А что будет стоить весь етат памады и платки, я чрез вексиль вам, не умедля, денги переведу. Прашу, государь братец, не прогневатца, что я осмелилась вас етим трудить. Ибо я никак от них отговоритца не магла, чтоб к вам не описать. Итако остаюсь со всегдашнею моею надеждаю на вас. Нижайшая услужница ваша к[няжна] Настасья Г[олицына]». (РГАДА, ф. 1263, оп. 1, д. 7239, лл. 38 об., 38).

«Жемчужной памад» Анастасии Михайловне, видимо, помог. 13 ноября 1758 года она благополучно вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Николая Артемьевича Загряжского (1728 – 1788), "человека добраго и састаяния зитья порадочного".

О памаде на портрете очевидным образом говорят серьги. Возможно, Анастасия Михайловна на всю оставшуюся жизнь уверовала в силу и магию этого дара природы. По крайней мере именно эти серьги изображены и на втором портрете, который вы увидите чуть ниже.


ссылочка на источник цитаты
Александр Павлович Брюллов. Портрет графини Е.А.Воронцовой и княжны Е.М.Голицыной. 1824–1825.
Картон, акварель, графитный карандаш.
Александр Павлович Брюллов

Портрет графини Е.А.Воронцовой и княжны Е.М.Голицыной

Портрет графини Е.А.Воронцовой и княжны Е.М.Голицыной. 1824–1825. Картон, акварель, графитный карандаш.
Поступил в Третьяковскую галерею из Музейного Государственного фонда в 1920 году;
ранее — в собрании князя С.М.Голицына, имение Дубровицы Московской губернии.

Графиня Екатерина Артемьевна Воронцова (1780–1836) и княжна Елена Михайловна Голицына (1776–1855) — фрейлины Высочайшего двора.

Made on
Tilda