В 1833 году Орест Кипренский написал портрет молодого аристократа, князя Федора Голицына. Картину относят к позднему периоду в творчестве художника — он создал её всего за три года до смерти.
Кипренский был представителем русского романтизма. Это направление живописи было особенно популярно в XIX веке. Одна из основных идей художников-романтиков — это возвращение к природе и естественности. Поэтому они акцентировали внимание на спонтанности и писали окружающий мир эмоционально. Чувства они выражали при помощи игры света и теней.
В своем позднем творчестве Кипренский отошел от романтического направления и всё чаще использовал приемы парадного портрета. Например, для этой картины он выбрал большой формат холста и контрастную цветовую палитру, модель написана в строгой статичной позе. Все вместе это создает ощущение театральности, словно кто-то намеренно срежиссировал действительность. Все это — черты парадного портрета.
Кипренский изобразил молодого человека по пояс, на фоне красной шторы. Драпировка прикрывает окно, за которым виднеется итальянский пейзаж — берег моря, маяк, дом с красной черепичной крышей и зеленые кроны деревьев. Голицын был сыном русского посланника в Риме и жил в Италии.
Однако лицо модели лишено холодности и отстраненности, которая характерна для парадного портрета. Голицын смотрит куда-то вдаль с легкой мечтательной улыбкой, приподняв брови. Это привносит в образ героя лирическую взволнованную ноту. В портрете Голицына автор совместил черты парадной и романтической живописи.
В 1841 году Голицын принял католичество, а спустя несколько лет отказался вернуться в Россию. Его заочно признали невозвращенцем, лишили всех прав и приговорили к каторжным работам. Он поступил на службу в папскую армию и в 1848 году погиб в бою.
Портрет принадлежал семье Голицыных и находился в их фамильных имениях. После революции картина поступила в Государственный музейный фонд, а в 1926 году её передали в Радищевский музей.
Источник