Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
П.Перцов

Усадебные экскурсии. Дубровицы

Вторая часть путеводителя П. Перцова. В первой авотр рассказывал о местах, куда можно было добраться в 1920-х на трамваях. Вторая книга посвящена более удаленным от Москвы усадьбам, куда можно доехать на пригородных поездах.


Перцов Пётр Петрович (1868–1947) – поэт, прозаик, публицист, издатель, искусствовед, литературовед, литературный критик, журналист и мемуарист. Один из инициаторов символистского движения в русской литературе. Близкий друг писателей Д. Мережковского, В. Розанова, В. Брюсова, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова.

После революции Пётр Петрович жил в Костромской губернии, читал лекции по истории в педтехникуме и университете. Бывая Москве, работал в музейном отделе Наркомпроса и в Отделе охраны памятников искусства, занимался спасением художественных ценностей в своей родной Казанской губернии, в столице и Подмосковье; участвовал в собраниях и диспутах интеллигенции. Его литературные интересы в то время сосредоточились на истории русской живописи и архитектуры. Им были выпущены также несколько путеводителей по музеям.

Глава о Дубровицах приводится по путеводителю из серии Книжные памятники из фондов Российской Государственной библиотеки. Пройти в библиотеку
12. ДУБРОВИЦЫ
Курская ж. д.
На довольно большом расстоянии от Москвы (более 40 верст) лежит, по Курской железной дороге, одна из голицынских подмосковных - Дубровицы, знаменитая своим прекрасным местоположением и замечательным, единственным по своему стилю, храмом. Для ее посещения нужно ехать до станции Подольск (40 верст от Москвы); пригородные поезда идут от 1 ч. 9 м. до 1 ч. 32 м.; стоимость билета 44 коп.
Путь до Щербинки, последней остановки перед Подольском, описан в маршруте № 10 (Остафьево); дальнейший переезд до Подольска (8 верст) не представляет особого интереса. В Подольске (вокзал на правой стороне) нужно от станции итти большой улицей (тракт), отклоняющейся влево и приводящей в центр городка. Здесь, на Советской площади, находим чайную-столовую ,,Друг крестьянина" (недурный обед за 50 коп ); на улице еще раньше есть несколько чайных и одна столовая; гостиниц в городе нет.
От Советской площади надо взять влево, по широкой и короткой улице, подымающейся слегка в гору. Она скоро выводит за город и переходит в шоссе, ведущее в Дубровицы. Но пешеход должен избрать не этот путь, а другой, более короткий и, главное, гораздо более живописный. У конца упомянутой улицы надо взять направо - по Александровской улице. Эта последняя приводит на окраину города и в долину реки Пахры. Здесь, с холмистой высоты, открывается неожиданный и необыкновенно живописный вид: долина реки видна
98

на очень большом расстоянии - почти до самых Дубровиц; оба берега покрыты лесом; на левом, за оврагом, над самой рекой раскинулась превосходная, замечательно чистая березовая роща. Дорога (хорошая тропа) спускается вниз, пересекает овраг по мосткам и вступает в эту рощу, идя все время близко от воды. Высокие кудрявые березы теснятся со всех сторон, уходя вверх сплошным лесом по холмистому берегу. Пейзаж до самого выхода из рощи носит какой-то сказочно-декоративный характер. Из дорог, ведущих в подмосковные усадьбы, эта несомненно самая живописная.
Роща, с самого начала похожая на усадебный парк, переходит в него далее - где береза начинает перемежаться с липой и другими деревьями. Это парк имения Ивановское, бывшего владения Толстых, а позже Закревской, жены известного николаевского генерал-губернатора в Москве. Перед революцией имение это принадлежало Бахрушину, устроителю московского театрального музея. Дорога скоро проходит мимо стоящего вверху, среди густых деревьев, усадебного дома. Это, вероятно, самый большой дом в окрестностях Москвы: в нем около 200 комнат. Он в три этажа, что редко бывает в усадьбах - с портиком коринфских колонн (построен в конце XVIII века). | Сохранился любопытный домашний театр, а возле дома на спуске большой гранитный саркофаг-памятник гр. Каменскому (памятная доска сорвана). От станции до Ивановского около 2 верст.
Далее дорога выходит из леса, продолжая итти берегом реки. Вдали показывается серо-белая оригинальная церковь Дубровиц.
99

Через некоторое время приходим в фабричный поселок, над которым расположена на горе деревня Беляево. Из поселка выходим к месту слияния рекПахры и впадающей в нее слева Десны.
На полуострове, образуемом этим слиянием, на холме, церковь Дубровиц, а слева от нее виден усадебный дом. Приходится перейти быстро текущую Пахру по колеблющимся, но прочным мосткам (справа есть ручной паром). Расстояние Дуб- ровиц от Подольска около 4 верст; ходьбы около часа.
Дубровицы принадлежали еще в конце XVIII в. Б. А. Голицыну, владельцу Марфина (см. предыдущий очерк). Как и там, он выстроил здесь церковь в те же приблизительно годы (1690 -1704). На этот раз с постройкой не связалось мрачного воспоминания- может быть, потому, что церковь строилась руками не только ,,своих" крепостных мастеров, а также иностранных (итальянских). Вообще храм в Дубровицах, родовой вотчине Голицыных, был задуман и выстроен по особому пла- ну,-в соответствии с ,,западническими" тяготе- ниями и вкусами, которые характеризуют те годы и ярким представителем которых был Б. А. Голицын. Недаром сам Петр интересовался постройкой этого храма и даже присутствовал на его освящении.
Церковь в Дубровицах совсем не похожая на обычные православные церкви: сна представляет собою высокий осьмиугольный , столп", стоящий на равноконечном кресте с закругленными концами и накрытый одной большой, похожей на шапку Мономаха, главой с высоким крестом. Весь этот столп, так же как стены всего храма, покрыт
100

снаружи каменной ,,резью" (резьбой), исполненной с большим изяществом и создающей превосходный эффект. В углублениях стен (нишах) и при входах стоят столь необычайные для русского храма статуи апостолов и святых. Высокие паперти ведут к дверям со всех четырех сторон. В общем получается впечатление совершенно западного храма, хотя в европейской архитектуре нельзя указать его прямого образца. Неизвестен и архитектор, его создавший, но талант и самобытность этого неведомого зодчего вне всяких сомнений.
Внутри церковь также своеобразна. Это типичный храм XVIII в. прямой предшественник , светских" храмов елизаветинской поры (как в Новом Иерусалиме). Великолепен ,,взлет" белоснежного столпа, сплошь покрытого скульптурной отделкой. Типичны ангелочки барокко, улыбающиеся среди своих гирлянд. Статуи встречают нас внутри храма, как и снаружи. Вообще храм построен с полным нарушением всех древне-русских традиций, и эта зодческая ересь сделалась возможной, конечно, только в эпоху Петра. Характерно, что даже подписи здесь ранее были латинскими и только с 1850 г., при обнорлении здания, заменены русскими. Единственно, что напоминает среди этой ,,итальянщины" подлинные русские храмы-это резной деревянный иконостас и особенно громадные, в два этажа, занимающие всю глубину церкви, резные же деревянные хоры. Правда, рисунок их резьбы близок к узорам наружного каменного кружева, но в них есть сродство и с подобными же сооружениями старо-московских церквей.
В храме, находящемся в настоящее время под охраной и наблюдением Главмузея (хотя в нем со-
101

вершается служба), сохранилось несколько интересных старинных предметов.
Напротив главного входа в церковь стоит боком к ней и фасадом к реке усадебный дом, обращенный в настоящее время в музей (открыт по воскресеньям и праздникам от 12 до 5 ч; для экскурсий ежедневно; плата 10 коп.; находится, как и музей в Остафьеве, в заведывании московского Губмузея). В нем сохранилась значительная часть старой обстановки и вещи различных владельцев Дубровиц.
После первых собственников, Голицыных, имение перешло в 1782 г. к Потемкину; затем, уже через шесть лет, к другому фавориту Екатерины, Дмитриеву-Мамонову, и далее, переходя из рук в руки, вернулось в род Голицыных (с 1884 г.), во владении которых и оставалось вплоть до самой революции. Поэтому дубровицкая усадьба представляет собою главным образом голицынский музей, как в Никольском-Урюпине (но другой отрасли этой фамилии). Вход в дом со двора, на который попадаем, обогнув главные ворота и всю ограду со стороны реки.
С наружной террасы входим в вестибюль (переднюю), украшенный статуей , Дискобола" (метателя деревянного круга) и старой резной мебелью; на стенах несколько портретов.
Направо от вестибюля небольшая комната с многочисленными портретными гравюрами на стенах (деятели XVIII века, как Потемкин; полководцы александровских времен, как Ермолов). Прямо от вестибюля - обширная библиотека с восемью прекрасными книжными шкафами ампирного стиля. Книги почти исключительно ино-
102

странные; между прочим, большое собрание трудов французской академии наук, французские и исторические сочинения, а также много иллюстрированных изданий.
Между портретами обращает на себя внимание необычайный портрет Александра I (у входа в комнату направо, № 58). В этой же комнате хранится позвонок кита, найденный в окрестностях Дубро- виц при раскопках 1890 г.-безмолвный свидетель любопытных геологических перемен Налево от библиотечной комнаты-бывшая ,портретная" (портреты вывезены) со многими предметами старинной обстановки (люстры, зеркала, часы, бюсты); в особом деревянном ящике находится прекрасно сохранившийся фельдмаршальский мундир Б. А. Голицына.
Направо от библиотеки - гостиная со сборной мебелью разных времен и стилей. Любопытен старинный клавесин-это любимый музыкальный инструмент эпохи романтизма Много портретов акварельных и масляных; между картинами-большой пейзаж передвижника Л. Л. Каменева (1833-1886); на столах старые альбомы с фотографическими карточками 50 - 70 г.г. Здесь же разнообразный фарфор (севр; сакс.). Комната далее-спальня с расшитыми ширмами; над кроватью характерный романтический ,,Водопад". Среди многих портретов на бюро есть портретик Нат. Ник. Гончаровой- Пушкиной.
Лестница из вестибюля ведет во второй этаж. На ней, на правой стене, большое панно (стенная живопись): ,Встреча Екатерины II в Дубровицах" (позднейшее, мало удачное украшение); на других стенах панно меньшего размера. В середине лест-
103

ницы, над площадкой, подробное ,Родословное дерево Голицыных" (они производили себя от литовского князя Гедимина). Первая комната второго этажа - так назыв. елизаветинская гостиная", названная по двум столикам елизаветинских времен. Здесь обращают на себя внимание небольшие картины голландской школы высокого качества. Далее следует самая нарядная комната дома- большой ,,гербовый зал", где на стенах изображены гербы Голицыных. Здесь у двери на террасу стоит прекрасный мраморный бюст Екатерины II, работы талантливого Федоса Шубина (см. очерк о Кускове). Остальные бюсты Дмитриева-Мамонова и двух Голицыных, так же как Николая I и его жены (у входной стены) -все неизвестных мастеров. На правой стене висит большая золоченая рама, в которую вправлено зеркало; на раме надпись: ,,Пожалован 1786 г. Дек. 16 дня". В этой раме помещался портрет Екатерины, подаренный ею Дмитриеву-Мамонову при посещении Дубровиц; в 1812 г. он был увезен французами (единственная похищенная ими здесь вещь) и пропал бесследно.
Налево от Гербового зала кабинет с грузной, средневекового характера мебелью и большим камином того же стиля; на стенах, на хороших коврах, собрание оружия. Среди картин выделяется большая превосходная копия с ,,Распятия" Перуджина. Здесь же интересные китайские и японские вазы. За кабинетом - небольшая столовая с богатым собранием фарфоровой, хрустальной и стеклянной посуды; на стенах две очень хорошие голландские картины, изображающие дичь (nature morte). Направо от Гербового зала - ,красная гостиная", в которой замечательны старые венецианские зер-
104

кала (вещь, редкая в подмосковных усадьбах); интересна также хрустальная люстра. Кресло XVIII века сохранило на себе первоначальную обивку. На входной стене большой портрет С. М. Голицына I-го (устроителя Кузьминок, см. очерк 3-й). Следующая комнатанебольшой будуар со множеством портретов, большей частью семейных, интересных именно своей интимностью, среди оффициальных портреты Павла и его жены Марии Федоровны копии с Рослена.
Из вещей любопытны шкаф с итальянской мозаикой (набор цветных камней) и большие фарфоровые вазы с видами.
После небольшой ротонды следует маленький ,интимный будуар" с романтическими портретами восточных красавиц - наследие 20-х годов. Направо- комната 30-40-х г.г., с мебелью красного дерева, бронзовыми и фарфоровыми предметами; между картин хороший итальянский пейзаж: любопытны небольшие изображения комнат, где жили Голицыны в Швейцарии (interieur'ы). Из этой комнаты входим вновь в Гербовый зал--и осмотр окончен.
Слева от дома расположен небольшой липовый парк. Главная аллея ведет к лужайке на его окраине, где сохранились остатки высокой зубчатой кирпичной стены готического стиля, с такими же воротами. Этой стеной хотел окружить всю свою усадьбу Дмитриев-Мамонов, сын фаворита, страдавший манией преследования, но постройка остановилась в самом начале.
105

Made on
Tilda