Текст А. XаpьковаУсадьба
#Дубровицы -
#Музей_которого_нет ...
Сообщество неравнодушных к истории жителей, а также профессионалы - реставраторы и искусствоведы помогают нам глубже и шире подойти к хронологии событий, имевших место в Дубровицах.В фондах Государственного мемориального историко-художественного и природного Музея-заповедника В.Д. Поленова, хранится картина "Дубровицы", написанная Александром Александровичем Киселевым в 1882 году.
Русский живописец-пейзажист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, академик и действительный член Императорской академии художеств Александр Александрович Киселев.
Когда мы обнаружили картину с таким живописным названием, решили не делиться этой новостью моментально. Сомнения усиливали ещё и многочисленные комментарии в интернете, что данная картина была написана художником в Ярославской области (да, Дубровицы не уникальное географическое название).
Озадачившись поисками источника вдохновения Александра Киселёва на момент написания картины, мы с интересом обнаруживаем, что в эти годы (1882 г.), художник плодотворно работал в наших краях. В подтверждение этого приводим ниже копии прекрасной живописи созданной в не менее исторически значимой усадьбе Остафьево.
Что же изображено на картине "Дубровицы"?
Сопоставив старинные открытки с изображением писчебумажной фабрики Пельтцера, приходим к выводу, что художник отобразил на холсте берег, с постройками самой фабрики. А вот значительная выступающая часть береговой линии - это иллюзия, которая нас вводит в заблуждение, что в месте слияния двух рек (Пахры и Десны) русло Пахры в правом берегу (дер. Беляево) имело глубокий затон. Все проясняется и упорядочивается, когда мы посмотрим на фабрику с другого берега (со стороны Ерино), сквозь передний край "островка" на слиянии рек. По старинным фотографиям удается получить представление, что это в этом месте располагалась массивная каменная гряда (это существовавшая прежде плотина, которую можно увидеть в периоды маловодья, когда открывают плотину у ж.д моста в Подольске).
Ещё один плюс в пользу того, что это именно строение фабрики на дальнем плане - многочисленные тубы на кровле... На приведенном фото совпадения - аналогичные.
Увлекательные поиски цифровых документальных "раскопок" будут продолжены!
Дальше ищем письменные источники. Есть дневники Киселева, но их уже несколько лет расшифровывают сотрудники музея его имени в Туапсе. Публикаций пока не нашли. Нашли вот воспоминания сына Киселева - Николая Александровича Киселева:
«Освобождаясь летом на 3-4 месяца, отец каждый год выезжал в деревни в окрестностях Москвы и, работая ежедневно, делал за лето по сорок-пятьдесят этюдов, трудясь иногда над одним и тем же этюдом два, а то и три дня. <...> Так как семья была немалочисленна и постепенно росла, мы селились в какой-нибудь усадьбе, с большим домом и подальше от городов и железных дорог, в местах, где еще сохранялись богатые леса и реки. Какое наслаждение доставляло отцу, да и всем нам знакомиться с новыми живописными местами. <...> Отец обычно сначала обходил ближайшие места окрестностей и намечал будущие этюды». Неоднократно А.А. Киселев с семьей проводил лето в Остафьеве – имении князей Вяземских. Художник очень любил эти места, связанные с именем А.С. Пушкина, часто рисовал парк в Остафьеве и берега протекающей рядом Десны".