Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ

еще одна тайная комната усадьбы Дубровицы перестает быть тайной
"Красная гостиная - наиболее безвкусная комната в доме".
А. Н. Греч
"В ней находим самую разнообразную мебель - мягкую, жесткую типа булль, инкрустированную, даже восточную, сочетающуюся с прекрасными узорчатыми зеркалами в рамах стиля рококо и старыми резными консолями.

Повсюду расставлено много фарфора, преимущественно чашек, кое-какие персидские ажурные металлические изделия, изящный декоративный мраморный обелиск. На стенах висят портреты М. А. Голицына, бывшего посланником в Мадриде* и С. М. Голицына, владельца и устроителя Кузьминок".

Из путеводителя "Подмосковные усадьбы" 1925 год
Фото из книги К. А. Семенова "Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения"
Владелец усадьбы Кузьминки Сергей Михайлович Голицын "с андреевской лентой и портретами государей на груди". Неизвестный художник. Первая половина XIX века. Это портрет хранится в Музее Москвы но копий этого портрета С.М. Голицына было несколько и которая из них - из Дубровиц - нам неизвестно.
* Возможно речь об этом портрете.

Вот что пишет о нем историк Александр Голицын:
"На сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина сказано, что это портрет А.М. Голицына А. Шеффера ок. 1840 г. На сайте Госкаталог эта информация повторяется и добавлена информация о надписи: "Собственность кн. А. и кн. А.А. Голицыных, Дубовицы". То есть, видимо, это тот А.М. Голицын, который хорошо известен по портрету Кипренского - А.М. "Серебряный" Голицын (1798-1858)
А в каталоге МММФ "Род, семья, отечество" сказано, что это портрет Михаила Александровича Голицына, который тоже известен по портрету Кипренского (М.А. Голицын, 1804 - 1860 гг.).
В каталоге Голицынского музея на Волхонке (М., 2004) также указано, что это портрет князя Михаила Александровича Голицына.

В комментариях интереснее, но мы пока лишь знаем, что картина скорее всего "наша". А вот где она висела в Дубровицах - еще предстоит выяснить.

Но вернемся в Красную гостиную. Ищем дальше...
"Затем (за Гербовым залом - dubrovitsi.ru) идет гостиная; вся мебель в ней привезена из Голицынского палаццо в Риме, а простенки и стены украшены венецианскими зеркалами.

Тут находится большой портрет князя Сергея Михайловича Голицына в Андреевской ленте и с портретами государей на груди, двоюродного деда нынешнего владельца Дубровиц, и портреты его отца и матери работы художника Винтергальтера (возможно ошибка - dubrovitsi.ru).

В углу гостиной стоит бронзовый бюст Араба работы княгини Елизаветы Владимировны Голицыной; в Париже восторгался им наш знаменитый скульптор Антокольский (Марк Антокольский - dubrovitsi.ru), учитель княгини. Бюст этот был выставлен на парижской выставке и произвел фурор в художественном мире, о чем в свое время была написана масса статей в заграничных журналах. Кроме того, имеется покуда еще исполненная алебастром статуя итальянского певца, украшавшая выставку Петербургской академии художеств. В настоящее время* княгиня работает над изображением головы и бюста Спасителя.
Фрагмент Красной гостиной. В углу, вероятно, тот самый бюст араба работы Елизаветы Владимировны Никитиной. Судьба этого экспоната неизвестна. Фото из книги Тарунова "Дубровицы".
Столы буль времен Людовика XVI расставлены в гостиной; на них красуются великолепные древне-китайские, севрские и саксонские вазы, жалованные табакерки и другие "бибело". Обращает на себя подарок императрицы Марии Федоровны с надписью внутри табакерки "Cette boite avec le passage du Danube par les trouppes Russies, en presense de l'Empereur Nicolas I donnee par I'Imperatrice Marie le 25 Septembre 1828 an."; и другая матери и Александра и Сергея Михайловичей, рожденной баронессы Строгановой, с ея миниатюрой, окруженной миниатюрами членов ее семьи, где вместо стёкол вставлены прозрачные камни. Средний портрет матери поднимается, и под ним скрыт портрет ея супруга.

Люстры в гостниной работы времен Людовика XVI, канделябры тоже. Остальная бронза Ампир.

Два кресла в виде трона привезены из Римского палаццо.

На камине стоит царский подарок - часы времен Людовика XVI, изображающие собою шар земной, который движется во время хода часов. На нем из бриллиантов сделаны двенадцать номеров и приближающийся номер к краю показывает время***.

Остальная бронза стиля Ампир.

Д. Никифоров "Из прошлого Москвы"

* Книга москвоведа Никифорова, которую мы цитируем, вышла в 1901 году. Есть предположение, что побывал он в Дубровицах в конце 1900 года - в тот год в Париже проходила Всемирная выставка, на которой могли экспонироваться творения Елизаветы Никитиной. Сам князь Голицын тоже принимал участие в работе Российского павильона этой выставки - он заведовал Конским отделом.


Сергей Михайлович Голицын был официально женат на Елизавете Владимировне Никитиной с 1883 года, а в 1902 году вступил в следующий (третий по счету, но не последний) брачный союз с баронессой Верой Леонардовной Штейнгель.


Позднее брак с Никитиной был аннулирован, что дало возможность князю жениться в четвертый раз. Почему так - тема для отдельного расследования. Кстати похоронена вторая жена князя Голицына в Дубровицах - на погосте у Ильинского храма в Лемешово.


** Табакерки вероятно были подарены вдовствующей императрицей Марией Федоровной Сергею Михайловичу Голицыну, но не владельцу Дубровиц, а его двоюродному деду, чей портрет висел в гостиной. Мария Федоровна состояла с С.М. Голицыным в переписке (в основном по вопросам Воспитательного дома) и гостила у "последнего московского вельможи" Сергея Михайловича Голицына в Кузьминках в 1826 году.


*** На фото другие часы.

Фото из книги К. А. Семенова "Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения".
Этот же снимок вошел в книгу А. Н. Греча "Венок Усадьбам", написанную в 1920-х.
Негатив этого снимка, датированный 1920-ми хранится в Музее Архитектуры.
Автором снимка значится фотограф Н.Н. Лебедев
Made on
Tilda