Свидетель
Николай Яковлевич ЕпанечниковИконописец, реставратор, сын Якова Ефимовича Епанечникова, владельца художественной мастерской, принадлежавшего к числу наиболее известных московских мастеров, исполнявших иконы, иконостасы и «живописные работы».
Николай Яковлевич получил звание придворного поставщика, которое не передавалось по наследству. В начале XX в. ему перешла отцовская мастерская. Около 1908 г. игум. Антония (Аносова) заказала ему заклиросные киоты (отделка под цветной фаянс эмалевыми красками с позолотой) для главного храма Вознесенского жен. мон-ря в Тамбове. В 1910 г. художник расписал храм св. прор. Илии (Воскресенский) в Курске, согласно надписи под одной из композиций: «Стенную живопись исполнил придворный поставщик Н. Я. Епанечников».
Принимал участие в украшении государева собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе, освященного в 1912 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых (
Бардовская Л. В., Ходасевич Г. Д. Феодоровский Государев собор. СПб., 2002. С. 26). В числе его иконописных работ - образ свт. Николая Чудотворца в изысканном серебряном окладе (после 1908, частное собрание), отмеченный влиянием стиля модерн, со штампом на обороте: «Поставщик двора Его императорского величества Н. Я. Епанечниковъ Художественная мастерская цер. […] живописи Москва».
Работал как реставратор в Успенском соборе Московского Кремля, в храме Христа Спасителя, в ц. Спаса на Нередице в Новгороде. В 1915 г. его бригада выполнила частичное укрепление фресок Дионисия и заделку трещин в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (
Сарабьянов В. Д. История архит. и худож. памятников Ферапонтова мон-ря // Ферапонтовский сб. М., 1988. Вып. 2. С. 47-51). В советское время занимался преимущественно реставрацией, сотрудничал в ЦГРМ, затем во ВХНРЦ. В 30-х гг. вместе с Ю. А.
Олсуфьевым и его супругой выезжал в командировки в города России (Новгород, Псков, Тверь, Ярославль), где занимался укреплением древней стенописи.
Источник
http://www.icon-auction.ru/page596.htm