Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

"Дайте нашему попу сотню, он и с родной сестрой обвенчает»

Как князь Голицын помог обрести семейное счастье художнику Евгению Соколову и балерине Большого театра Татьяне Эверт
Помните в книгах о Дубровицах, описывающих усадьбу времен начала XX века, упоминание о "безвкусном панно или росписи в духе конфетных оберток" созданном по заказу последнего владельца Дубровиц С.М. Голицына и изображающее "Въезд Екатерины II в Дубровицы"? Возможно, найден автор этого панно. Но это еще не точно)
То самое панно, изображающе въезд Екатерины II в Дубровицы. Не сохранилось.
«Через год он (художник Евгений Гаврилович Соколов) женился на своей двоюродной сестре Тане, второй солистке балета Большого театра; ее мать, Людмила Викторовна Соколова – сестра его отца; ее отец – Александр Ермолаевич Эверт (брат командующего фронтом в 1915 году). Такой брак не разрешала церковь. Архиерей отказал Тане: «Поищите себе другого жениха». Она страшно обиделась и, не поцеловав ему руки, сердито ушла. Евгений Соколов в это время отделывал господский дом в Дубровицах, к свадьбе молодого барина. Увидев, что художник приуныл, тот спросил его, в чем дело, и отец поделился горем. «Пустяки. Устроим здесь. Дайте нашему попу сотню, он и с родной сестрой обвенчает». Сказано – сделано. 11 октября 1907 года состоялась выездная свадьба в уникальной коронованной церкви над слиянием Пахры и Десны. Был ясный осенний день; жених, невеста, четыре шафера, друзья и подруги поехали в поезде до Подольска, оттуда в колясках до церкви. Благополучно поменялись кольцами (одно из них, мамино, с именем отца и датой, я ношу до сих пор)».
Нелли Семпер. Портреты и пейзажи
Метрическая книга Знаменского храма за 1907 год - стр 29
Свидетель
Андрей Романович Дидерихс

Живописец, график, театральный художник. С 1905 учился в Мюнхене, затем в Париже. Дружил с А.Белым. Примыкал к "умеренным" левым течениям в искусстве. В 1919-26 зам. пред. экспертной комиссии Внешторга (позднее трест "Антиквариат").
В 1928-29 зав. постановочной частью ленингр. "Молодого театра", в 1930-41 ленинградского ТЮЗа. Муж художницы В. Ходасевич.
Умер в эвакуации в Ташкенте.

Андрей Романович Дидерихс (1884 – 1942)
Живописец, график, театральный художник.
Свидетель
Василий Васильевич Владимиров

Живописец, график.Иллюстрировал книжные издания А.А. Блока, А. Белого и других поэтов Серебряного века, рисовал для московского журнала «Северное сияние», ленинградского «Новый Робинзон» и др. sovcom.ru
Принадлежал к художественному кругу, стоявшему у истоков русского символизма.


Василий Васильевич Владимиров
(1880-1931)
живописец, график
Свидетель
Николай Яковлевич Епанечников

Иконописец, реставратор, сын Якова Ефимовича Епанечникова, владельца художественной мастерской, принадлежавшего к числу наиболее известных московских мастеров, исполнявших иконы, иконостасы и «живописные работы».

Николай Яковлевич получил звание придворного поставщика, которое не передавалось по наследству. В начале XX в. ему перешла отцовская мастерская. Около 1908 г. игум. Антония (Аносова) заказала ему заклиросные киоты (отделка под цветной фаянс эмалевыми красками с позолотой) для главного храма Вознесенского жен. мон-ря в Тамбове. В 1910 г. художник расписал храм св. прор. Илии (Воскресенский) в Курске, согласно надписи под одной из композиций: «Стенную живопись исполнил придворный поставщик Н. Я. Епанечников».

Принимал участие в украшении государева собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе, освященного в 1912 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых (Бардовская Л. В., Ходасевич Г. Д. Феодоровский Государев собор. СПб., 2002. С. 26). В числе его иконописных работ - образ свт. Николая Чудотворца в изысканном серебряном окладе (после 1908, частное собрание), отмеченный влиянием стиля модерн, со штампом на обороте: «Поставщик двора Его императорского величества Н. Я. Епанечниковъ Художественная мастерская цер. […] живописи Москва».

Работал как реставратор в Успенском соборе Московского Кремля, в храме Христа Спасителя, в ц. Спаса на Нередице в Новгороде. В 1915 г. его бригада выполнила частичное укрепление фресок Дионисия и заделку трещин в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (Сарабьянов В. Д. История архит. и худож. памятников Ферапонтова мон-ря // Ферапонтовский сб. М., 1988. Вып. 2. С. 47-51). В советское время занимался преимущественно реставрацией, сотрудничал в ЦГРМ, затем во ВХНРЦ. В 30-х гг. вместе с Ю. А. Олсуфьевым и его супругой выезжал в командировки в города России (Новгород, Псков, Тверь, Ярославль), где занимался укреплением древней стенописи.

Источник http://www.icon-auction.ru/page596.htm

Сергей Михайлович Голицын в парадном мундире. Рядом предположительно его супруга Анна Александровна Голицына (ур. Кугушева)

Сложно, конечно, назвать Сергея Михайловича Голицына, которому на тот момент было за 60, "молодым барином", но, возможно, так сохранилась эта история в преданиях семьи.

Четвертый брак С.М. Голицына был заключен 12 ноября 1906 года. Княжна Кугушева Анна Александровна (20.02.1869 — 19.01.1950) была фактической последней владелицей Дубровиц, унаследовав их после смерти мужа.
Е. Г. Соколов. Балерина. 1907 год
Но вернмся к нашему художнику. Евгений Гаврилович Соколов был достаточно известным театральным художником, но его образы театральны, словно сошли со сцены.
Никакого издевательства над русскими и всеми остальными в них нет. Время такое было, когда люди перемещались из деревни в город.
Тексты (на открытках) взяты из жизни и русских песен. Песни веселые. Что же в них плохого?
Ко всему русскому Евгений Соколов относился с любовью. У него есть потрясающие картины русской старины, деревянной архитектуры.
Юмор в его работах живой, настоящий".

Что именно он делал Соколов в Дубровицах и встречался ли он здесь с другим художником - Августом Томашки, мастерская которого занималась подновлением интерьера Гербового зала, имеют ли отношение к работам в Дубровицах художники, бывшие свидетелями на свадьбе Соколова и Эверт - предстоит еще выяснить исследователям Дубровиц.
Августом Томашки
В 1890-х гг. росписи гербового зала главного дома обновлялись худ. А.А. Томашки.
Made on
Tilda