Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Дубровицы на сцене
27 марта - день театра
27 марта по всему миру отмечается День Театра. В КПЦ Дубровицы его тоже наверняка отметят, а мы заглянем в прошлое - во времена, кода даже дня такого в культурном календаре не было.
Насколько нам известно из книг о Дубровицах, крепостного театра у владельцев усадьбы не было. Тем не менее, отношение к театру имели почти все хозяева усадьбы.

Мы, честно говоря, мало знаем о театральных традициях в петровские времена, но точно знаем, что братья Борис и Петр Голицын были неравнодушны к прекрасному. Петр Алексеевич знаменит не только как строитель самой похожей на дубровицкий храм церкви в Перово, но и как человек, привезший в Россию знаменитого итальянского тенора Филиппо Балатри (Filippo Balatri (1682 - 1756). Балатри прибыл в Россию в 1698 году.
Marco Ricci (Belluno 1676-Venice 1730) Filippo Balatri c. 1720-30
И, по версии некоторых авторов, бывал в Дубровицах и даже пел в церкви. Правда авторы этой красивой и интересной для нас истории не сообщают, из каких источников они сами это узнали. Балатри, как многие люди того времени, вел дневник, но он до сих пор не переведен и мало исследован. Есть среди исследователей и скептики, которые не верят, что Балатри бывал в Дубровицах. Их аргументы тоже понятны - если бы итальянец прибыл в Дубровицы, он точно встретил бы здесь иностранных мастеров, возможно даже своих земляков. И уж точно этот эпизод не остался бы неотмеченным в его записях. Но пока их не обнаружено. Так что исследователям и знатокам итальянского есть тут над чем поработать.
Иван Аргунов. Портрет А. М. Дмитриева-Мамонова
Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов тоже имел отношение к театру.

"По воспоминаниям Г. Гельбита, Д.-М. «был очень умен, проницателен и обладал такими познаниями, что в некоторых научных областях, особенно же во французской и итальянской литературе, его можно было назвать ученым. Он понимал несколько живых языков; на французском же говорил и писал в совершенстве. Одною из незначительных его заслуг было составление комедий во вкусе Аристофана, со злобно-насмешливою, легко понимаемою остротою. Острота, за которую он всегда гонялся, редко бывала естественною, и потому часто неудачною. Обыкновенно она покоилась на обманчивом обезьянничанье морального поведения того лица, которое он хотел осмеять»*. Писал ли Александр Матвеевич что-то в этом жанре в Дубровицах - неизвестно. Все его бумаги погибли в пожаре.

* http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=771




Театральные постановки в Дубровицах описаны в книге Владимира Цветаева: "К концу лета устроили спектакль, приспособив, с большими хлопотами, круглый манеж. Играли известные "Бабье дело" и "Вытурил". Зрителями манеж набрался полный. Принявший наше приглашение, князь, пришедший с княгиней и дочерью, мне, как распорядителю, дал для артисток восемь больших красивых букетов, по числу участниц. Публика, а еще более мы, участники, остались довольны, а для простого люда и детворы спектакль был настоящим праздником".

О театральной жизни в Дуббровицах в конце 1940-х написано в мемуарах Татьяны Фирсовой и Галины Искровой - участниц детской самодеятельности тех лет. В те годы сценой и зрительным залом был актовый зал в усадьбе (после пожара выяснилось, что его правильное название - Гербовый). На исторической сцене ставили и балетные сцены, и драматические спектакли, а для детей был кукольный театр.

Сейчас на сцене КПЦ в Дубровицах снова ставятся спектакли и выступают артисты ведущих театральных коллективов столицы.
Made on
Tilda