Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
1907 год

Дубровицы
Из дачных впечатлений

Владимир Дмитриеич Цветаев
Владимир Дмитриевич Цветаев родился 23 августа 1891 года в Варшаве. Среднее образование получил сначала в 1-й варшавской, а затем в 1-й московской гимназии, после окончания которой с медалью (1909) поступил в Мос­ковский институт инженеров путей сообщения. Диплом получил в 1916 году; работать по специальнос­ти начал с 1913-го на строительстве сооружений Московско-Казанской железной дороги. Последующие 16 лет трудился преимущественно в области промышленного и коммунального строительства.

Отец, Дмит­рий Владимирович Цветаев (1852-1920) — историк, публицист, педагог, профессор Варшавского университета (1887-1907), управляющий Архивом министерства юстиции в Москве (1911-1920), автор ряда научных трудов о протестантизме в России и большой работы о пребывании и кончине царя Василия Шуйского в польском плену. Основные свои взгляды на русскую историю наиболее полно сформулировал в статье 1895 года «Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях».

Подробнее читайте в Московском журнале: Евгений Ильич Тихомиров "Мои встречи с Цветаевыми"

Гимназист Владимир Дмитриевич Цветаев. 1905 год.
Фото из коллекции московского "Дома-музей Марины Цветаевой"
Владимир Дмитриевич Цветаев. Дубровицы. Из дачных впечатлений. Москва 1907 год
Из коллекции проекта "Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет"
При копировании и цитировании просьба ссылаться
Предисловие
Вот и закончилось еще одно дубровицкое лето. Школьники и студенты сели за парты. Разъехались дачники. Так было и в далеком 1907 году. Юный дачник Владимир Цветаев вернулся в Москву. Его дачные впечатления, написанные в популярном во все времена формате "Как я провел лето" изданы в университетской типографии. Не всем сочинениям так везет, но именно благодаря этому везению нам открывается картина дачной жизни в Дубровицах в начале XX века.

Для тех, кто не знает, но обратил внимание на фамилию. Да - родственник. Двоюродный брат. Семьи жили дружно и общались. Марина Ивановна очень любила своего кузена. Владимир вырос и стал архитектором. Автор множества проектов в стиле конструктивизма. Например знаменитого дома Моссельпрома. Умер в 1937.
Ниже текст книги Владимира Цветаева "Дубровицы",
распознанный но не отредактированный.
Желающие поработать с текстом и поделиться результатом - пишите нам.
Путь. - Видъ села. - Замвчательная церковь: ея постройка при участіи Петра Великагә; архитектура; вәвобнэв- леніе; освященіе митрополитомъ Фила- ретомъ. - Княжескій домъ. - Дачныя помященія. - Удобства дачной жизни, - Живописныя окрестности. - Бытъ дач- никовъ. - Прогулки. - Лекціи. - Спектакль.

I.

Въ этом году на лето мы поселились в селе Дубровицах, верстахъ в пяти от города Подольска, на которое намъ указывали, какъ на мъето, среди подмосковныхъ дачъ, красивое и удобное для твхъ, кому нет надобности в частых поездках в Москву.

Отправились. Первые впечатления пути были неприятные. При выезде из Подольска нас остановили у шлагбаума, потребовав по

20 копвекъ съ парной коляски за езду по шоссе". Мы были очень удивлены такою непомърною пеней, такъ какъ по шоссе надо намъ вхать всего три версты, Кто-то на сосъдней коляскь, тоже, очевидно, впервые пробиравшійся въ одно изъ ближайшихъ дачныхъ мвете- чекъ, попробовалъ протестовать, врикнуль: ,да это грабежъ"; но напрасно: таково , постановлевіе". Заплатили, и шлагбаумъ лениво поднялся. Дорога плохо вымощенная, выбитая, ямистая. На коляскв, двигавшейся за нашей, слышалось ворчанье. Чтобы поберечь и наши внутренности, мы повхали по грунтовому пути, тянувшемуся рядомъ съ шоссе. Ровно черезъ три версты мы своротили направо, на проселокъ. Путь тутъ вымащивался, поправлялся къ ожидаемому прівзду кназя, владельца Дубровицкаго именія; къ срединъ лъта онъ былъ вы- ровненъ, выглаженъ.
Вскоръ нашимъ глазамъ предетавилась картина, какой я не ожидалъ. Передъ нами высилась и дымила фабричная труба. Оказалось, что это бумажная фабрика, выстроенная некогда однимъ помъщикомъ, потерпввшемъ на ней большіе убытки

и разорившимся; теперь она при- надлежить Ньицу, умьющему извлекать изъ нея хорошую выгоду. Фабрика имвегъ видъ мало приглядный, ея сосъдство не объщало намъ ничего хорошаго: спасались отъ го- роденого удушья, копоти и шуму, а туть опять и фабричный дымъ, и фабричный рабочій. Но это лишь ближайшее къ селу предиветье. Спустились книзу. Тамъ слива ются двв ръчки, Пахра и Десна, тотчасъ посль сліянід пхъ запру- женныя прочною плотиной, подающей воду для фабрики. Благодаря плотинв, рвчки полноводныя, спо- койныя, еле-движущіяся, удобныя для катанья на лодкахъ и для купанья, и довольно рыбныя. За ними, прямо при сліяніи ихъ, высится значительный пригорокъ, какъ-бы трехъ- угольный высокій полуостровъ, на передней части котораго стоитъ церковь, за ней видньется барскій домъ, а слъва рядъ усадебныхъ построекъ.
II.
Церковь эта сразу приковываетъ къ себв вниманіе. Представляясь похожею какъ-бы на какой-то като- личесній храмъ причудливой архи-

тектуры, Богъ въдаетъ, какимъ об-
разомъ занесенный сюда, она вся изъ бълаго камня, въ формв гро- маднаго вънца, съ излишне выдви- нувшеюся круглою макушкой, на верху которой, вмвсто главы, княжеская корона съ четырехконеч- нымъ большимъ врестомъ; разукрашена узорами и статуями, которые издали раземотръть и разобрать трудно. Въ тотъ же день мой отецъ вмъсть со мной пошелъ къ ней; мы обошли ее нвеколько разъ; внимательно оглядывали ее, какъ бы изучая, въ блажайшіe дни; за первою же службой подробно оемо- тръли ее и внутри. Отецъ пораз- спросилъ, иътъ ли о ней накихъ свъдъвій въ церковной библіо- текъ. О первоначальной ея пс- торіи сохранились больше лишь преданія, попавшія въ печатную литературу о ней; документы же имв- ются уже только отъ времени во- зобновленія ея, въ половинь прошлаго въка. Важнъйшія книги и рукописи папа тотчасъ отобралъ. Узнавъ, кто онъ, священникъ съ до- въріємъ выдалъ намъ ихъ на домъ. Дубровицы были съ давнихъ вре-
менъ родовою вотчиною князей Го- лицыныхъ. Церковь въ нихъ сто-

яла сначала деревянная, но князь Борисъ Алексвевичъ Голицынъ, воспитатель Петра I, перенесъ ее въ ближайшую свою деревню, за ръку, и на ея прежнемъ мъсть соорудилъ новую, каменную, которая и стоитъ досель. По позднъйшимъ преданіямъ, это произошло такъ. Князь Борисъ Алексъевичъ, не угодивъ чъмъ - то царю, попалъ въ немилость и былъ имъ удаленъ на жительство въ Ду-
бровицы. Черезъ нвеколько лвтъ Петръ узналъ, что Голицынъ былъ невинно оклеветанъ, и, желая загладить свою вину, въ 1691 году посътилъ его тамъ; разсказывалъ онъ ему о своемъ загранич- номъ путешествіи, и въ знакъ при- миренія пожелалъ выстроить на ихъ общія средетва церковь въ птальянскомъ вкусв, которая потомъ и строилась цълыхъ 14 летъ, поепъвъ къ 1704 году. Такъ какъ Петръ возвратился изъ-за границы лишь въ 1698 году, а князь Борисъ
нвкоторое время продолжалъ пользоваться большимъ вниманіемъ паря даже и посль паденія князя Василія Ва- спльевича Голицына, то ясно, какъ въ этихъ разсказахъ переплетены были съ небылицами и какъ преувеличено строительство Петра. Но

участіе Петра въ сооруженіи его не- сомнънно: онъ присутствовалъ на освященіи храма 14 февраля 1704 года, совершенномъ митрополитомъ Стефаномъ Яворскимъ, о чемъ сви- дътельствуетъ надоись на тогдаш- немъ антиминев, сохраняющемся и доғынб.
Какъ и другіе Голицыны, князь Борисъ Алекстевичъ склонный, хотя и не въ такой степени, какъ его двоюродный братъ Василій, къ юго- западному, натолическому направленію на Руси, выстроилъ церковь въ стиль ,высокаго возрожденія ис- кусствъ въ Италіи", переходящаго бъ вычурный рококо. Архитекторомъ называють Итальянца Тессинга. Работало до ста человъкъ итальянекихъ мастеровъ. Озвованіе храма составляетъ ровносторовній крестъ, съ округленными оконечностями. Высота, съ врестомъ, 20 саженъ. Внутри раздъляется онъ какъ бы на двъ части: верхвюю и нижнюю. Плотвый иконостасъ съ богатсю позолоченною ръзьбой и отсутствіе сидъній, какъ въ православныхъ церквахъ, хотя въ иконостасъ образа безъ ризъ и итальянской школы живовиси. Это, очевидно, болве для простого народа. Надъ входомъ, у западной круглой

ствны, большіе трехстепенные хоры, украшенные ръзьбой. Съ нихъ открывается часть храма выше алтаря: она круглая, безъ иконъ, съ однимя лишь скульптурными изображеніями Страстей Христовыхъ и ликовъ святыхъ и ангеловъ. Статуи святыхъ и ангеловъ стоять также и снаружи храма, предъ входомъ и около него и на верху стънъ; всь стьны снаружи пспещрены высвченными узорами, основной мотивъ въ узорчатыхъ лентахъ вътви съ листьями и кисти, то на подобіе шелковыхъ, какія въ- шаются на тронахъ и дорогихъ за- навъсахъ, то виноградныя. Надо долго и внимательно глядвть, чтобы раземотръть вею эту многочисленную ръзьбу и ваяніе, и дивишься массъ положеннаго труда и средствъ.
Нельзя не пожальть, что изъ первоначальной богатой утвари, кромв антиминса, замвчательно художественной работы, ничего не сохранилось: большую часть ея князь Борисъ взялъ съ собой въ монастырь Флорищеву пустынь (Суздальск. у.), гдъ онъ скончался скромнымъ иноком,*
________________
* Антиминс висит в алтаре на стене в рамкв за стекломъ. Когда мвсг-

При Екатеринъ II Дубровицы перешли къ Потемкину, отъ котораго Екатерина пріобръла ихъ для молодого Мамонова. Въ половинв прошлаго въка, при послъднемъ графв Дмитріевъ-Мамоновъ, умственно-боль- номъ, храмъ пришелъ въ ветхость, снаружи и внутри, внутреннія скульптурныя изображенія стали обваливаться на полъ. Перешедшій сюда священникъ Іоаннъ Георгіевъ, пре- старълый, но энергичный, просилъ опекуновъ графа возобновить церковь. Опекуны убъдились и вступили въ сношеніе съ архитекторомъ. Вско- ръ замънили ихъ другіе два опекуна. Опасаясь большихъ издерженъ,
они задумали церковный причтъ пе-
___________________
нымъ сващенникомъ енъ, пе расперяже- нію Сунода етнэсительно выдачи находящихся безъ упэтребленія старинныхъ предметовъ въ церквахъ, былъ представ- ленъ въ 1834 г. въ Москву, то митрополитъ Филвретъ возвратилъ его, написавъ: Внести въ церковную опись и хранить въ придичнемъ мвств, какъ памятникъ ceгo храма". Быть-можетъ, лучте было бы положить его на какомъ-диб» возвы- шеніи предъ алтаремъ, гдв онъ былъ бы всямъ видвнъ и сталь бы предметам почитанія и поклоненія.

ревести изъ Дубровицъ въ соеъд- нее селеніе, гдъ стояла приходская зимняя кладбищенская церновь, а Дубровицкій храмъ совсъмъ закрыть. Ходзтайство о переводь причта они представили въ Московскую Дворянскую опеку.
Священникъ Георгіевъ оказался, однако, человъкомъ большого характера, и на своемъ въку онъ видалъ виды, Еще студентомъ Авадеміи онъ участвовалъ въ хоръ, пъвшемъ кан тату, когда Александръ I, во время своей коронаціи, провзжалъ черезъ Никольскую улицу мимо Академіи къ Головинскому дворцу. Теперь онъ лично обратился противъ опекуновъ къ московскому военному генералъ-губер- натору Завревекому и къ митрополиту Филарету. Его донесеніе митрополиту (23 февраля 1847 г.), содержательное и умное, харантеризующее состояніе храма * и положеніе при-



* …Въ Дубровицкой Знаменской церкви въ окнахъ, коихъ имвется 48, рамы всв погнили и почти всв вывалились; отчего изображенія Страстай Господнихъ, внутри по ствнамъ храма устроенныя авлною рабетою, въ лвтнее время этъ косвеннаге дождя, зимою стъ сквга раз мэкая, обваливаются и падаютъ на полъ"…

чта, такъ и просится на страницы серіознаго историческаго журнала. Дьло разъяснилось, и опекунамъ было, очевидно, вмъненно въ обязанность достойно возобновить истори- ческій храмъ. Впрочемъ, по разска- замъ старожиловъ, о. Іоаннъ, отно- сившійся къ опекунамъ съ патріархальною прямотой, привлекъ ихъ на расходы и инымъ способомъ.
Позвавъ ихъ къ себъ и угощая, полушутя замътилъ имъ:
- Эхъ, вы, ребята, ребята! Не знаете, гдв на штаны себв нажить…

Обновленіе зданія стоило экономін болве 200.000 рублей ассигнаціями, не считая разныхъ попутныхъ рас- ходовъ: ,на столъ" при оевященіи церкви, несмотря на тогдашнюю дешевизну припасовъ, издержано болье
5.000 руб. серебромъ.

Освященіе состоядссь (27 августа 1850 года) въ присутствіи громад- наго количества московской знати, сь Закревскимъ во главъ; служеніе совершалъ самъ митрополитъ Фила- ретъ, который въ своей проповъди, произнесенной по этому случаю, вы- сказалъ: ,сей храмъ полтора уже въна хранить память князя, который воепріялъ благочестивую мысль соз-

дать его, и съ тъмъ вмъств провоз- глашаєть славную память великаго царя, который, по благоволенію къ вельможъ, принялъ на себя руковод- ствовать исполненіемъ благочестивой мысли его и который свою господ- ствуюшую мысль - дать Россіи новый образъ по образцамъ другихъ народовъ Европы- напечатльлъ на наждомъ камнъ сего зданія".
При возобновлевіи характеръ стиля п убранства удержанъ прежвій, за исключеніемъ нвкоторыхъ частностей: латинскія надписи, иныя въ формь виршей, подъ скульптурными изображеніями во внутренней верхней части храма замвнены, по указанію священника Георгіева, славянскими изъ соотвътетвенныхъ мъстъ Св. Писанія, и т. п.
O. Іоаннъ, ближайшій виновникъ возобновленія п сохраненія замвча- тельной церкви, чрезъ два года былъ, за престарвлостію, уволенъ (въ ок- тябръ 1852 г.), послуживъ священ- никомъ 421/, года. Онъ заслужи- валъ бы памятвика и обстоятельной біографіи.
Храмъ снаружи и особенно внутри чистый, но статуи около него и корона съ верхнимъ крестомъ ждутъ

поновленія, * быть-можетъ, отъ ны- нъшняго владъльца Дубровицъ, кн.
C. М. Голицына, которому имъніе это перешло по наслъдству отъ Дми- тріева-Мамонова и который считается однимъ изъ крупнъйшихъ землевла- дъльцевъ въ Россіи (въ одной Перм ской губерніи около 1.000.000 десятинъ).
За храмомъ, съ западной стороны его, шагахъ во 100 отъ него стоитъ княжескій домъ. Онъ каменный, двухъ- этажный, въ стиль ренесансъ, съ бельведерами и балконами по объ стороны. При входь въ него, на внутренней льстниць, останавливаешься предъ громадною ствиною картиной, изображающею встръчу молодымъ Мамоновымъ торжественно прівзжаю- щей къ нему императрицы Екатерины. Комнаты роскошно отдвланы, нвкоторыя поновлены къ нынъшнему
* Характеръ православнаго храма и требованія художественностанимадо-бы не лотерпвли, еслибъ статуи наземав, очень выватрившіяся и неэстегичныя, по своимъ низкимь размврамъ напоминающія kакъ бы kakuхъ-те толотеватыхь полугнэмәвъ, нашли себъ мвсте въ мувев-кладовей подъ келокольней; на корена и крестъ очень нуждаются въ поновденіи.

прівзду владьльца. Цьлое состояніе
представляютъ пзъ себя картины и портреты, масса статуй, бюстовъ, бронзы, фамильнаго фарфора и хрусталя и мебели, часть которой приве зена изъ бывшаго Римекаго палапцо князей Голипыныхъ. Антикварій и художникъ найдутъ тутъ много, чъмъ залюбуютея; только затруднителенъ доступъ. Къ дому, съ дъвой стороны его, примыкаетъ паркъ изъ въковыхъ липъ. Разъ съ накою-либо мвст- ностью соединены преданія о вели- нихъ людяхъ, то эти преданія раз- ростаются въ цвлыя легенды; такъ и здвсь: не только аллеи и одиновія величественныя деревья, но и везь паркъ готовы приписать въ насаж- девіямъ Петра.

III.

Большая часть прежнихъ служебныхъ построекъ вблизи дома и парка приспособлена къ дачной въ нихъ жизни. Вевхъ дачъ вышло десятка два. Молочные продукты получаются на фермь, но по цвнв московской; изъ огорода и сада продаются овощи, ягоды, фрукты. Чего на фермъ не имеется, дозволяется приносить бабамъ соевднихъ селеній. Два раза

въ недълю прівзжаютъ мясникъ п зеленщикъ; заходятъ чаето разнощп- ки съ печеньемъ, сластями, фруктами, рыбой.
Къ дачамъ примыкаетъ новый паркъ; прямо отъ усадьбы тянутся перельски и лъса имвнія, десятинъ около тысячи; гулянья по нимъ и по берегамъ ръчекъ, которые очень живопиены, вволю. Особенно манять къ себъ береговыя высоты съ открывающимися съ нихъ красивыми вп- дами. Убъждаешься, что не дачи сами по себъ, а мвстность и удобства привлекаютъ сюда дачниковъ. Опас ности не чувствуется. Сторожба усп- лена была на льто казаками-черта времени, и если у владвльческаго дома дежурила особая стража, то дачники, углубляясь по днямъ вдаль, по ночамъ преспокойно спали съ отво- ренными форточками, многіе и съ отврытыми окнами.

По отдаленности мъстечка отъ Москвы и благодаря встрвчаемымъ удобствамъ, въ уединенныхъ и кра- сивыхъ Дубровицахъ дачники мъня- ются ръдко. У старшихъ составляется знакомство какъ-то по группамъ; но молодежь знакома между собою вся. Мъстомъ первой ея общей встръ- чи служитъ лаунъ-теннисъ, гдь она

быстро знакомится другъ съ другомъ. Для меня было это особенно интересно, такъ какъ наша семья жила здвсь первый разъ. Дождливое ны- иъшнее лъто не благопріятствовало дальнимъ прогулкамъ, но мы устраивали ихъ пъшкомъ и на лодкахъ, компаніями, человвкъ даже до двадцати, на конечныхъ пунктахъ оста-
новки ежигая иногда костры, ярко оевъщавшіе навзжағшую группу и ближайшую мвстность. Раза дватри организовались вокально-музы- кальныя вечеринки. Стоявшій чрезъ
своихъ дътей близко къ взрослой молодежи, профессоръ Х. занялъ ее философіей. Собирались мы у него на дачь раза два, а пногда три въ недълю. Для чтенія взято было со- чиненіе Паульсона: , Введеніе въ фи- лософію". Чтевіе книги профессоръ сопровождалъ поясненіями, нервдко обращавшимися въ лекцію. Завязывались бесьды. Нвкоторыми изъ насъ составлялись конспекты. По отъвзд'в г. Х. на Кавказъ, нами руководилъ молодой университетскій преподаватель г. U.; съ нимъ мы прошли до отдвла , теорія познанія". Къ концу лвта устроили спектавль, приспо- собивъ, съ большими хлопотами, вруглый манежъ. Играли извъствыя

Бабье дьло" и ,Вытурилъ", Зрителями манежъ набрался полный. При- нявшій наше приглашеніе, князь, пришедшій съ княгиней и дочерью, мнъ, какъ распорядителю, далъ для артистокъ восемь большихъ краси- выхъ букетовъ, по числу участницъ. Публика, а еще болве мы, участники, остались довольны, а для простого люда и дътворы спектакль былъ настоящимъ праздникомъ.
Это было за два дня до ,Преобра- женія"-праздника, посль котораго дачники, прощаясь, одинъ за другимъ дружно стали выбираться въ городъ, думая кто о школь, кто о службв, кто объ иномъ ,городскомъ« дъль; молодежь унесла съ собою пріятныя воспоминанія.

Made on
Tilda