Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
Академическая дача Училища ваяния и живописи в Дубровицах
Класс Апполинария Михайловича Васнецова
История, о которой очень мало известно
На обложке картина И.Е. Репина "Академическая дача". Написана работа не в Дубровицах
Ю. В. Диденко
Yu. V. Didenko
Роберт Фальк – учащийся УЖВЗ
Robert Falk – student of the UZHVZ
Ключевые слова: УЖВЗ, СГХМ, ВХУТЕМАС, Фальк Р. Р.
Keywords: UZHVZ, SGHM, VKHUTEMAS, Falk R. R.
Аннотация: В статье рассматривается учебный период Р.Р. Фалька в УЖВЗ на живописном отделении (1905–1910). Перечисляются учебные работы с указанием классов, в которых они были выполнены, и имен художников-руководителей. Материалы приводятся по монографии Д. В. Сарабьянова, «Художественному дневнику (1903–1917)» Р.Р. Фалька. А также использованы документы из собрания РГАЛИ.

Abstract: The study period of R.R. Falk in UZHVZ at the painting department (1905–1910) is considered.
The educational works are listed, indicating the classes in which they were performed, and the names of the artists-leaders.
The materials are based on the monograph by D.V. Sarabyanov, the "Art Diary (1903–1917)" by R.R. Falk, and documents from the RGALI collection are also used.
Творчество Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958),
художника, фанатично преданного живописи и оста-
вившего огромное наследие, изучено достаточно осно-
вательно. Однако тема его учебы в УЖВЗ еще не стано-
вилась предметом специального исследования.
Роберт Фальк родился в обеспеченной семье юриста,
и родители прочили сыну статусную карьеру врача. Од-
нако мальчика с детства тянуло к искусству. Рисовать он
начал еще в школьные годы, а немного позже серьезно
занялся музыкой.
«К 16-ти годам я изрядно играл на рояле и готовился
поступить в Консерваторию, но летом 1903 года мне
подарили масляные краски. И я снова страстно увлекся
живописью» [7, с. 10].
О еще одном импульсе к занятиям живописью из-
вестно из воспоминаний ученика Фалька: «Фальк мне
рассказывал, что в юности готовился стать музы-
кантом, хотя и очень любил живопись. Но однажды он
встретил своего соученика по гимназии А. В. Куприна,
который в ту пору занимался в студии Юона. Куприн
посоветовал ему поступить в ту же студию. Там Фальк
настолько увлекся живописью, что постепенно стал за-
брасывать музыку» [11, с. 180].
Хотя родители не одобряли его выбор, но он твердо
решил стать только художником, потому что он без жи-
вописи «не может жить» [11, с. 181].
Первая попытка поступления Р.Р. Фалька в УЖВЗ со-
стоялась в 1904 году, но окончилась неудачей. «Фальк не
любил вспоминать об этом. Лишь в одном месте худож-
ник несколькими словами обмолвился об этом факте:
в его “Художественном дневнике” <…> в разделе “1904 год”
значится: “После первого неудачного экзамена в Москов-
ское училище живописи”» [10, с. 37]. После этого собы-
тия Фальк продолжил усиленно работать, занимаясь
в частной школе К. Ф. Юона на Арбате и в студии ри-
сунка И. И. Машкова. При второй попытке поступле-
ния в 1905 году 18-летний Фальк «по конкурсу (всту-
пительный экзамен) прошел одним из первых» [7, с. 10],
что «несколько примирило» его родителей с выбором
сыном профессии.
В первые годы учебы в УЖВЗ Фальк занимался у ма-
стеров старшего поколения, представлявших реалисти-
ческую школу живописи: А. Е. Архипова, Ап. М. Васне-
цова, Л. О. Пастернака. Вместе с тем на его становление
повлиял круг соучеников (М. Ф. Ларионов, И. И. Маш-
ков, А. В. Куприн и др.). В своей автобиографии Фальк
писал: «В это время в школе чувствовались веяния
разнообразных направлений, характерных для русско-
го искусства начала ХХ века. Там я сдружился с худож-
никами новых течений, такими, как Машков, Конча-
ловский, Куприн, Лентулов, Рождественский» [7, с. 11].
Основными своими учителями Фальк считал руково-
дителей портретно-жанровой мастерской В. А. Серова
и К. А. Коровина, у которых занимался на завер-
шающей стадии обучения – «по классу мастерства»
[7, с. 11]. Работа Фалька в мастерской Коровина в по-
следний учебный год (1909-1910) оказала решающее
влияние на становление молодого живописца. Своей
последней жене А. В. Щекин-Кротовой Фальк рассказы-
вал: «Он [Коровин] любил нас — Ларионова, меня, Купри-
на, Рождественского и других, называл нас “Мои Апол-
лоны”» [5, л. 21-22].
Первоисточником информации о работах, выполнен-
ных Фальком в УЖВЗ, служит так называемый «Худо-
жественный дневник» Р. Р. Фалька (далее – «Дневник» 1).
Этот уникальный документ не относится к привычно-
му мемуарному жанру, а представляет собой тетрадь,
заполненную сделанными по памяти схематическими
композиционными зарисовками живописных произ-
ведений 1903–1917 годов. Многие зарисовки снабже-
ны пометками с авторскими названиями работ и крат-
ким комментарием к ним (указанием размера в вершках
и аршинах, сведениями об участии работ в выставках).
Материалы «Дневника» позволяют классифицировать
по учебным классам его ученические работы, выпол-
ненные маслом на холсте, чтобы представить, как шло
формирование Фалька-живописца.
В Головном классе училища Фальк занимался в 1905
году под руководством К. Ф. Юона и А. П. Большако-
ва. От этого периода сохранилось три учебных полот-
на. «Женский портрет. Этюд у Большакова» хранится
в Музее-заповеднике «Абрамцево», опубликован в ка-
талоге произведений Фалька [10, с. 169]. Следующие
два живописных портрета публикуем в данной ста-
тье: «Натурщица Капитанова. Этюд у Юона» (рис. 1а)
и «Старик-натурщик (этюд)» (рис. 1б). Первый портрет
находится в Сахалинском областном художественном
музее, Южно-Сахалинск, второй – в Музее-заповедни-
ке «Абрамцево».
Стоит обратить внимание на тот факт, что Фальк при-
водит в «Дневнике» имя натурщицы – Капитанова. Из
записей следует, что натурщиц Капитановых в УЖВЗ
было две – старшая и младшая. О версии их идентифи-
кации как художницы Ю. Г. Араповой (урожденной Ка-
питановой) и ее сестры Е. Г. Капитановой (в замужестве
Вахмистровой) автором упоминалось в комментарии к
каталогу работ Р. Фалька [8, с. 75]. Отметим также, что
модель фальковского этюда с рыжим стариком-натур-
щиком, выполненного в классе К. Ф. Юона, имеет несо-
мненное сходство с картиной И. И. Машкова «Стоящий
натурщик» (1903–1904) из собрания ГРМ.

  1. Хранился в частном архиве, в Москве. Впервые опубликован в 2002 г. московским издательством HGS. Второе издание осуществлено издательством «Круг коллекционеров» в 2016 году
Ко времени занятий в 1905/1906 учебном году по
«предметной живописи» в классе Ап. М. Васнецова от-
носятся несколько натюрмортов: «Хризантемы» (1905),
«Рододендроны в горшках» (1906), «Натюрморт со
скульптурной фигуркой» (1906) [10, с. 170, 186]. К сожа-
лению, ни один из них до настоящего времени не уцелел.
В 1906 году в Фигурном классе Фальком была выпол-
нена композиция женской фигуры в рост, от которой
в настоящее время сохранился лишь фрагмент – погруд-
ный портрет (вырезан самим художником из большого
холста): «Женщина в шляпке с пером» (Сумской художе-
ственный музей им. Н. Онацкого, Украина) [10, с. 186].
В 1907 году Фальк работал в Натурном классе, но все
три дошедшие до нас произведения не были окончены
автором. Два из них – композиция «Обнаженный маль-
чик, лежащий на фоне голубой драпировки» (ГМИИ Ре-
спублики Татарстан, Казань) и «Обнаженный сидящий
натурщик в светло-зеленой шапке» (частное собрание,
Москва), от которого остался лишь небольшой верхний
фрагмент, – являются оборотными сторонами других
картин [8, с. 12, 65; 10, с. 199, 208].
Больше всего ученических работ Фалька уцелело
от периода учебной практики весной и осенью 1907
года на академической даче в селе Дубровицы Московской
губернии (рис. 2). Эта фотография сохранилась
в РГАЛИ [12, с. 158]
Ап. М. Васнецов, руководивший Пейзажным классом
в 1901–1918 годах выезжал с учащимися для работы на
пленэре (рис. 2). Описывая в своей автобиографии об-
становку «пейзажной мастерской», Васнецов отмечал,
что как педагог он «с особенной настойчивостью тре-
бовал для пейзажиста впечатления пространства; без
пространства нет пейзажа» [7, с. 22-23].
В это время была написана самая известная картина
Фалька импрессионистического периода «Лиза на солн-
це» (рис. 3а) (хранится в ГМИИ Республики Татарстан,
Казань). Позировала соученица и будущая жена (пер-
вая) художника Елизавета Сергеевна Потехина. Соглас-
но «Дневнику», в Дубровицах Фальком в общей слож-
ности было выполнено около 22 пейзажей (картин
и этюдов маслом), из которых сохранилось 10 работ: «Моло-
дые стволы» (Ярославский художественный музей); «Моло-
дые стволы. (Березки)» (Пермская художественная галерея);
«Цветущая сирень» (частное собрание, Москва); «Золотая
осень. (Осенние листья)» (Донецкий областной художе-
ственный музей, Украина) и др. [10, с. 203-211, 214-216].
Фальк. Дубровицы
Работы Роберта Рафаиловича Фалька, написанные в Дубровицах в 1907 году.
В 1908/1909 учебном году Фальк учился в Портретно-
жанровом классе в мастерской В. А. Серова, где было
написано полотно «Обнаженная» (рис. 3б). В работе за-
печатлена вторая натурщица с фамилией Капитанова.
Картина хранится в Музее изобразительных искусств
Республики Карелия, Петрозаводск [8, с. 75].
В 1909 году Фальк работал в Портретном классе в ма-
стерской К. А. Коровина. Из учебных работ этого време-
ни сохранилось только два полотна. Композиция «Две
обнаженные натурщицы» (Чувашская государствен-
ная художественная галерея, Чебоксары [8, с. 76-77]),
была, вероятно, написана в том же классе, что и полотно
И. И. Машкова «Две сидящие натурщицы на фоне дра-
пировок», настолько они схожи по постановке.
Вторая картина – «Цирковая артистка» (Химкинская
картинная галерея им. С. Н. Горшина) была идентифи-
цирована лишь в 2018 году. К сожалению, она дошла до
нас в разрезанном виде: сохранилась только верхняя
часть изображения, тогда как в первоначальной компо-
зиции фигура была представлена в рост (рис. 4).
Роберт Фальк. Береза. 1907 год. С этим этюдом связана еще одна большая загадка. Среди красок исследователи обнаружили "египетскую синюю". Такую краску использовали художники средневековья. Картина Фалька. - единственная, где краска обнаружена на картине ХХ века. Впрочем, если предположить, что "Береза" написана в Дубровицах - то все встает на свои места - в Дубровицах такие чудеса постоянно встречаются.
Подробнее - клик на картину
Всего в настоящее время насчитывается 23 сохранивши-
еся учебные живописные работы Фалька. Они хранятся
в музейных собраниях в Подмосковье, Ярославле, Перми,
Южно-Сахалинске, Чебоксарах, Казани, Донецке и Сумах
(Украина), а также в частных коллекциях Москвы и Санкт-
Петербурга. Как уже было отмечено, некоторые из этих ра-
бот уцелели лишь во фрагментах (полотна были разрезаны
самим художником). На оборотах других картин их автором
позже были написаны другие произведения, что происхо-
дило из-за отсутствия чистых холстов для осуществления
новых замыслов. «Дневник» дает ценную информацию, по-
зволяя получить некоторое представление об утраченных
ранних произведениях Фалька. Кроме того, зарисовки по-
могают при идентификации вновь обнаруженных работ,
как это произошло с «Цирковой артисткой».
Некоторые из выполненных в училище работ Фаль-
ка экспонировались на выставках: 28-й выставке кар-
тин учеников УЖВЗ (1906–1907, №№326–331), 30-й юби-
лейной выставке картин учеников УЖВЗ (1907–1908,
№№186–189). Большей частью упомянутые произве-
дения по своему характеру были чисто ученическими.
В однофигурных композициях натурщиков и натурщиц
(часто обнаженных), в многочисленных портретных этю-
дах (среди них преобладали погрудные изображения в про-
филь или анфас, а также встречались поколенные пор-
треты) Фальком «осваивалась иконография портретного
искусства начала ХХ века» [10, с. 39]. Согласно «Дневнику»,
самым редким жанром в учебный период был натюрморт.
Творческие принципы педагогов УЖВЗ, ориентиро-
вавшихся на традиционные реалистические представ-
ления об искусстве, не всегда совпадали с новаторски-
ми поисками некоторых учащихся (М. Ф. Ларионова,
И. И. Машкова и др.), что создавало напряженную
атмосферу в стенах училища. Одна из конфликтных ситу-
аций возникла в 1909 году в портретном классе, где препо-
давал К. А. Коровин. Как-то заболевший Коровин попросил
Л. О. Пастернака временно заменить его на занятиях, что
вызвало недовольство учеников – приверженцев новей-
ших течений живописи. Они «все как один встали, сложили
мольберты и покинули аудиторию. Всю группу в количестве
35 человек исключили» [5, л. 21-22]. Сам Фальк в анкете 1924
года в качестве причины своего исключения называл «следо-
вание принципам французских импрессионистов, а не прин-
ципам своих руководителей» [2, л. 9-10].
После исключения Фальку и его товарищам
(И. И. Машкову, М. Ф. Ларионову, А. И. Куприну,
В. В. Рождественскому) руководством УЖВЗ было пред-
ложено подать «прошение, нечто вроде извинения в со-
вет преподавателей, и закончить курс со свидетель-
ствами на право преподавания рисования в школе»
[2, л. 9-10]. Фальк в своем заявлении от 25 января 1910
года написал: «Подчиняясь постановлениям совета гг.
преподавателей, прошу зачислить меня учеником пор-
третного класса. Р. Фалькъ» [5, л. 22]. Вскоре многие
учащиеся были восстановлены. Вместо диплома худож-
ника Фальк получил лишь «Свидетельство» под №822
от 19 декабря 1909 года, подтверждающее, что он «окон-
чил полный курс наук Училища и за оказанные им успехи
в искусстве в 1909–1910 учебном году удостоен звания
учителя рисования» [12, с. 21]. Учебных работ 1910 года
в «Дневнике» не обнаружено.
Кризис в УЖВЗ на почве конфликта между педаго-
гами и учениками был преодолен только в 1918 году,
когда были образованы Свободные государственные
художественные мастерские (СГХМ), «где прежние
ученики стали профессорами» [10, с. 38]. Как и другие
его соученики из группы исключенных, Фальк начал
преподавать в реорганизованном УЖВЗ, сменившем
название с осени 1918 года на СГХМ, а с 1920 года – на
ВХУТЕМАС. Фальк-педагог успешно применял усвоен-
ные им уроки своих известных учителей, проявляя то
«отношение к искусству как к высокой и трудной про-
фессии, которое он мог перенять у Серова» [10, с. 39].
Список цитируемой литературы:
1. ОР ГТГ. Ф. 3. Ед. хр. 317.
2. РГАЛИ. Ф. 2701. Оп. 1. Ед. хр. 147.
3. РГАЛИ. Ф. 2958. Оп. 1. Ед. хр. 165.
4. РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 1. Ед. хр. 145.
5. РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 2. Ед. хр. 100.
6. РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1950.
7. Р. Р. Фальк. Автобиография // Р. Р. Фальк Беседы об искус-
стве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и примеч.
А. В. Щекин-Кротовой. – Москва : Советский художник, 1981.
8. Роберт Фальк. Живопись. Дополнения к каталогу-резоне /
Сост. Ю. В. Диденко. – Москва : Три квадрата, 2018.
9. Роберт Фальк. Художественный дневник (1903–1917) / Публ.,
вступ. ст., составление А. Г. Эмдин. – 2-е изд., доп. – Москва :
Круг коллекционеров, 2016.
10. Сарабьянов, Д. В. Живопись Роберта Фалька. Полный каталог
произведений / Д. В. Сарабьянов, Ю. В. Диденко. – Москва :
КомпьютерПресс, 2006.
11. Хазанов, М. Т. О Фальке // Р. Р. Фальк. Беседы об искус-
стве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и примеч.
А. В. Щекин-Кротовой. – Москва : Советский художник, 1981.
12. Щекин-Кротова, А. В. Мой Фальк / А. В. Щекин-Крото-
ва; вступ. ст. Д. В. Сарабьянова; составление и публикация
Ю. В. Диденко, А. Г. Эмдин. – Москва : HGS, 2005.
Текст статьи публикуется по источнику Киберленинка

Изображения в галерее

https://artchive.ru
https://galik-123.livejournal.com/409129.html

Made on
Tilda