А. А. Линдина (Истра)
Некоторые аспекты межличностных и межконфессиональных отношений в землях Германии в XVII веке (Послание, найденное в алебарде начала XVII века)
Вступление. В начале декабря 2016 года в МВК «Музей Новый Иерусалим» шел процесс подготовки выставки «Из домашних музеев», в которую входили раритеты из национализированных подмосковных усадеб. Планировалось выставить много старинного оружия XVI-XIX веков. При работе с алебардой начала XVII века реставратор по металлу Ширяков В.А. между древком и боевой частью обнаружил два скомканных клочка бумаги, на которых был плохо сохранившийся текст, написанный старонемецким шрифтом. Реставратор графики музея «Новый Иерусалим» Куликова Л.В. определила, что бумага, по всей видимости, ручной работы XVI-XVII веков, а текст нанесен железо-галловыми чернилами. После реставрационных работ удалось сопоставить отдельные части текста. Текст записки, размером 9х20 см, состоял из 5 строк, из которых первую строку можно было прочитать. Находка была настолько необычной, что сразу появилось несколько версий толкования текста.
Гипотезы. Первое предположение заключалось в том, что это молитва-оберег, так как одно из слов первой строки «Helfer» (помощник, спаситель). Версия немецких коллег – подобная записка могла относиться к «искусству Пассау». Так назывались записки - «заклятия», которые палач Каспар Нойтхарт продавал наемникам. Они должны были защитить от любого оружия, если иметь их при себе, или еще лучше, проглотить. Третья гипотеза - вотивное обращение с просьбой о помощи к этому оружию как к амулету. Эта версия заставила более пристально рассмотреть саму алебарду.
Алебарда как источник. Известно, что алебарда попала в музей в 1929 году из бывшего музея в усадьбе Никольское-Урюпино, куда в свою очередь поступила из усадьбы Дубровицы князя С.М. Голицына II. Считаю, что алебарда принадлежала парадной страже Иоганна III Сигизмунда маркграфа и курфюрста Бранденбургского (1572-1619) из династии Гогенцоллернов, о чем свидетельствует составной герб, украшающий клинок в его широкой части. На нем выгравирована дата: 1609 год.
Предполагаемый владелец алебарды. После смерти курфюрста Иохима III Фридриха (1546-1608) его сын маркграф Иоганн Сигизмунд вступает в права наследства и на его оружии и оружии его стражников появляется герб с перечислением подвластных ему территорий, среди которых были и те, например, герцогства Юлих, Клеве, Берг, где он не являлся полноправным правителем, а только планировал им стать. Перед смертью 1618 году Иоганн Сигизмунд становится герцогом Пруссии.
Атрибуция записки по форме и содержанию. Из-за отсутствия водяных знаков точная датировка записки – под вопросом. Текст - рукописный, написан своеобразным и нередко трудночитаемым неоготическим курсивом. В послании хорошо читается первая строка: «Hilf, Helfer, Hilf aus Schmerzen» (Помоги, помощник, помоги от боли) и словосочетание «von liebhabendem Herzen» (от любящего сердца).
Старинные книги как источник исследования. Надо отметить тот факт, что в настоящее время многие старинные книги оцифрованы. Среди большого количества старинных текстов неожиданно удалось найти отрывок «Песни бедных студентов» (Bettelstudentenlied) из второго тома сборника Др. Генриха Гофмана «Ежемесячный журнал из и для Силезии» («Monatsschriftvon und für Schlesien»), датированный 1829 годом. В этом издании на стр. 542 имелась ссылка на рукопись 1603 года, в которой были собраны духовные и светские песни конца XVI и начала XVII вв. Первая строфа песни полностью совпала с текстом записки, найденной в алебарде.
Романтический фактор в историческом исследовании. К сожалению, мы никогда не узнаем, кем и при каких обстоятельствах была написана записка, а также, почему она находилась в алебарде. Однако, налицо факт любовных страданий автора послания. Возможно, это был Иоганн Сигизмунд. В его жизни была женщина, близкая ему духовно. Звали ее Луиза Юлиана Нассау - Оранская, супруга курфюрста Пфальца Фридриха IV. В 1604 года Иоганн Сигизмунд длительное время находился при пфальцском дворе в Гейдельберге. Там он нашел богатую пищу для ума и сердца как в тесном дружеском общении с Луизой Юлианой, так и с теологами Гейдельбергского университета. Луиза Юлиана, убежденная кальвинистка, смогла повлиять на Иоганна Сигизмунда в его решении перейти из лютеранства в кальвинизм. Вместе они быть не могли, но решили объединить судьбы своих детей – Георга Вильгельма, наследника Иоганна Сигизмунда, и Елизаветы Шарлотты Пфальцской, третьей дочери Луизы Юлианы. В 1610 году пфальцграфиня Луиза Юлиана стала вдовой. Возможно, к ней стремилось сердце Иоганна Сигизмунда, тем более что его супруга, ревностная лютеранка, приняла сторону его противников в борьбе с оппозицией сословий в Пруссии и Бранденбурге.
Вывод. Курьёзный повод – обнаружение артефакта из прошлого – дал возможность на стыках реставраторского ремесла, исторической науки, литературоведческих поисков приоткрыть завесу в мир личности европейца XVII века. Тем более что указанная личность имеет историческую значимость. Фридрих Великий написал в своих "Мемуарах Бранденбургской династии", что история этого правящего рода стала интересной, лишь начиная с Иоганна Сигизмунда. Фактически он создал Бранденбургско-прусское государство со столицей в Берлине. Можно сказать, что с этим наследством династия Гогенцоллернов поневоле перешла в разряд великих, что потом стало определять жизненный стиль Прусского государства.
Записка, найденная в русском музее, актуализирует жизнь и деятельность курфюрста для изучения истории Германии, а также протягивает связующую нить между нашими странами.
Линдина Анастасия Александровна
ведущий научный сотрудник ГБУК МО «Музей «Новый Иерусалим»
Источник