КАК РАЗГРАБЛЯЛИ ДУБРОВИЦЫ Как появился сайт? Ко Дню музеев в 2019 году из того, что накапливалось в голове и в компьютере был сооружен лонгрид по истории усадьбы Дубровицы. День музеев прошел, а информация то осталась. Стали добавлять - лонгрид превратился в длинную простыню, которые в наше время, за редким исключением, никто уже не читает. Стало понятно, что надо разносить материал. Постепенно - на ходу, путем проб, ошибок и бесконечных переделок - появилась некая структура сайта. Снаружи, внутри, дневники и библиотека...
Но самое интересное началось, когда я задумалась - а куда подевались все те вещи, которые наполняли дубровицкий дом. Так появилась страница
“Экспонаты”. Она немного шире, чем просто каталожная страница с описанием. Параллельно (а ведь большинство экспонатов - картины) начались поиски этих картин. И это один из самых интересных пластов, ведь живопись и прочие предметы искусства накапливались здесь веками. И вывозились, как выяснилось, тоже веками. Никак не возьмусь завести страницу с условным названием “Как разграбляли Дубровицы”. И это будет не только советская история. Вот пример: для того, чтобы принять в своей усадьбе Екатерину Великую Потемкин устроил здесь все так, чтобы место соответствовало уровню гостьи. Тут надо наверное отметить достаточно распространенную ошибку про Потемкина и Екатерину в Дубровицах, которую усугубил последний владелец, но об этом чуть позже.
Когда Екатерина приезжала в Дубровицы, Потемкина тут не было. Он был в Крыму - она возвращалась оттуда в Петербург через Москву. Потемкин распорядился, видимо сильно заранее - императрицу тут встречали по протоколу тех лет. Царский прием - все от мебели до посуды и столовых приборов. Да, на один раз. В принципе это была царская экспедиция - целый царский поезд, у них с собой все было. Но надо немножко знать о Потемкине, чтобы понимать, что он должен был устроить все для своей “матушки” по высшему разряду.
И вот все это добро, с рощей, (за которую отдельно торговался Мамонов) - достается новому, но уже бывшему фавориту. Который за короткое время нахождения “в случае” - напросил, навыплакивал себе несметные богатства.
Причем пока еще Мамонов был при дворе, а вопрос с приобретением усадьбы только решался, он отправил в Дубровицы своего отца, который следил тут, чтобы ничего не пропало. Усадьба переходила во владение Александра Матвеевича со всеми потрохами. Когда Мамонов был выслан в Дубровицы - он, естественно, привез сюда все свое добро. А это несметные богатства - от орденов с бриллиантами, в которых он выходил на деревенские праздники (этот эпизод из книги Василия Авенариуса “На Париж”) до коллекции скоромных эстампов и камей, которые Мамонов страсть как любил и Екатерину на них подсадил так, что она купила коллекцию камей и античных гемм герцога Орлеанского. Мамонову из этой коллекции тоже, видимо, перепало. И сам он баловался этим делом - резал камень. Тогда это может быть и безделица была, новодел, но сколько лет прошло - теперь это уже произведение с историей.
А потом, собственно, началось настоящее разграбление. Французы в 1812-м, наши - тут непонятно, но тоже вероятно. Есть источники, что и русские войска не брезговали стащить чего-нибудь себе в обоз из мест, где останавливались на ночлег, а через Дубровицы прошли войска во время Тарутинского маневра. В ту пору и бесследно исчез огромный портрет Екатерины, подаренный фавориту. Осталась одна рама с надписью о пожаловании. Рама потом тоже пропала - ее в последний раз видели в вестибюле подольского кинотеатра Художественный. А он закрылся в 1970-е или 1980-е, я его уже не застала.