Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

Эльмира Аширова: я всё связываю с Дубровицами


Сайтов, обозревающих подмосковные красоты и достопримечательности, в Сети достаточно. Люди с увлечением пишут и публикуют путевые заметки о визитах в знаменитые и не очень подмосковные усадьбы, делятся впечатлениями, предпринимают попытки самостоятельных исследований. Есть в этой сфере и свои признанные величины вроде Вадима Разумова, уже много лет ведущего летопись подмосковных усадеб. Тем не менее, и здесь любопытствующего читателя могут ждать сюрпризы. Не так давно мы натолкнулись на сайт “Музей, которого нет”, посвященный удивительной московской усадьбе Дубровицы и ее потрясающему храму. Натолкнулись, почитали и были очень впечатлены. Огромный массив информации, тщательно отобранной и отсортированной, прекрасный стиль изложения, факты, взятые явно не из Википедии. Мы не могли не связаться с основателем сайта - журналисткой Эльмирой Ашировой, чтобы подробно ее расспросить об увлечении Дубровицами, истории появления сайта, а также о вопросах, волнующих любого подмосковного краеведа.
Работая над этим материалом, мы столкнулись с необычной проблемой. Рассказ нашего собеседника оказался не только очень увлекательным, но и весьма объемным. Что делать? Сокращать текст нам очень не хотелось, да и “выкинуть слово из песни” в нашем случае оказалось делом непростым - история Эльмиры и ее увлечения спрессована так плотно, что лишнего здесь нет ничего. Можно было бы разделить материал на несколько частей и публиковать его, как раньше в журналах, поэтапно. Однако, редакция нашего сайта решила проверить читательскую стойкость и выдержку. Надеемся, что вам будет так же интересно читать этот рассказ, как и нам, готовившим его к публикации. И пусть в вас с такой же силой пробудятся интерес исследователя, жажда знаний и любовь к родному краю, как они они пробудились в нашей собеседнице.
ТОЧКА ВХОДА

Если начинать с самого начала - то я родилась в Дубровицах. А жить тут и не знать ничего об истории этого места - это надо постараться. Но знания эти были достаточно поверхностные и обрывочные - что-то рассказывали в школе и даже в детском саду - мы в те годы гуляли не только на площадке за забором. Ходили по округе, воспитатели нам рассказывали, что тут да как. Знакомство с окружающим миром. Иногда не очень приятное. Помню бесконечные репетиции, когда мы пели “Край родной навек любимый и размахивали какими-то ветками. Это вызывало скорее недоумение, но впиталось.

В школе тоже были всякие сочинения “Люби и знай родной свой край!” и “Судьба семьи в судьбе страны”. Писали что-то, а чтобы написать - читали. Откладывалось в голове, но у всех разное - в основном же, что храм строился при Петре Первом, что сюда приезжала Екатерина - а почему - зачем - это нас особо не интересовало. Интересно, что после Екатерины в истории, в хронологии знаний - просто провал и вот уже наше время - родители работают в ВИЖе (Всероссийский НИИ животноводства имени Л. К. Эрнста - ред.), двигают вперед советскую науку про коров, овец и свиней и такое ощущение, что до ВИЖа тут вообще ничего не было. Вот этот пробел в собственных знаниях, наверное, и стал точкой входа.

Я закончила журфак МГУ и с 2002 года работаю в “Российской газете”. Начинала корреспондентом отдела новостей, затем стала заниматься сайтом исторического журнала “Родина”. Поначалу я немного растерялась: я и история - это далекие очень вещи. Но интерес к проекту - с нуля создать, поднять, раскрутить - конечно - пересилил. Да и “решения начальства не обсуждаются” - на моей практике это констатация факта, а не фронда. Занимаясь сайтом втянулась, стала отличать на картинках людей Петровской эпохи от Екатерининской. Стала много читать - перед тем, как выставить материал на сайт его, хоть наискосок, нужно прочитать - чтобы понимать куда какую иллюстрацию, ссылку, врезку поставить, чтобы не абы как. Но пробелов даже в истории России еще очень и очень много.

Но главное - работа в историческом журнале - это круг общения. Люди, которые меня сейчас окружают - настоящие легенды. От недавно ушедшего Льва Александровича Аннинского - до ведущих историков наших дней - Семена Экштута, Андрея Ганина, Ольги Хорошиловой - список очень и очень длинный. Есть еще один человек, который вселил веру в то, что невозможное - возможно - журналист Артем Локалов. Известен он больше как футбольный эксперт, но у нас он пишет про историю, про страну, про Родину в широком понимании этого слова. А сам издал книжечку рассказов своей бабушки и восстанавливает родовой дом в деревне в глубинке. Когда перед глазами такие примеры - хочется тоже что-то делать помимо работы.

ПУШКИН И ДУБРОВИЦЫ

Есть и третья, но не по важности, причина. Мы тут в Дубровицах, волей-неволей, часто бываем возле храма. И видим гостей - туристов, приезжающих в основном из Москвы и Подмосковья, но не только. И не раз, гуляя с коляской или с детьми, я слышала, что рассказывают экскурсоводы. Когда тут работали наши дубровицкие - я особо не прислушивалась - они и нам в школе рассказывали, кого-то я хорошо знала с детства - друзья семьи, коллеги и знакомые родителей. А потом они как-то ушли, кто совсем, кто на покой. А экскурсии стали проводить заезжие гиды или хуже того - не очень подготовленные, но бойкие энтузиасты. И это, порой, просто беда. Не знаю, какими они источниками пользуются, к какому космосу подключаются, но то, что они несут...

Вот навскидку: “в Дубровицком храме венчался Пушкин с Натали”, “Усадьба принадлежала Мамонтовым и Гагариным”, “Здесь состоялась дуэль фаворитов Екатерины или один из фаворитов выиграл у другого усадьбу в карты”, “В войну в храм попала бомба, он был весь разрушен и вот только лет семь назад восстановили”. Эту дребедень можно продолжать довольно долго. Мы как-то даже пытались собрать такие истории, но решили не публиковать - а то будут попадать в поисковую выдачу и многие могут принять этот бред за истину.

Или вот возле храма - стоит статуя, возле звонницы. Она на картах Яндекса значится как Екатерина Вторая. Ну да, бывает, женщина с бородой. Сколько раз правили - все равно возвращают. Когда видим в соцсетях, пишем, что неправы - статуя мужская - есть исторические фотографии - они сразу такие - А что это за статуя? Не знаете? А мы знаем. Но дело в том, что у храма есть свой, очень серьезный исследователь - Константин Семенов. И если он не выяснил - нам это уже не по зубам. Знаем, что статуя стояла у колокольни, в нише. Колокольня была зимним храмом, освященным в честь святых Адриана и Натальи. Её разрушили в 1930-х, но статую сохранили - перемещали с места на место.

Ну и самые смешные - альтернативщики, которые уверяют своих слушателей, что храм построен еще до потопа (видимо библейского), что раньше вместо креста на нем была такая штучка, вроде громоотвода, по которой из воздуха или откуда-то там собиралось электричество, а храмы тогда были чем-то вроде подстанций... И фотографии на телефоне показывают, где храм без креста. Но крест всегда был - просто на тех снимках, часто дореволюционных - он то ли заретуширован, то ли в кадр не влез.
Агрессивное невежество и свойство собственной уже не очень хорошей памяти и заставило записать то, что знаем, предпринять попытку систематизировать. Хотя, если честно, переписать книгу “Дубровицы” Тарунова - небольшого, но очень толкового путеводителя по Усадьбе Дубровицы, задачи не стоит. Мы даже еще не все указанные у него источники изучили. Да и изучение сейчас какое - ищешь по ключевому слову - читаешь все вокруг, картинок нет - поехали дальше.

Но это только поначалу. Чем больше узнаешь, тем больше становится ключевых слов. И перечитывая удивляюсь - как это я раньше этого не заметила, не обратила внимание. А вселенная Дубровиц ширится и ширится.
Троица в Дубровицах 7 июня 2020 года. Служба во время карантина проходила на улице.

КАК НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В ГОЛИЦЫНЫХ

Надо мной на работе уже подшучивают, так как я всё связываю с Дубровицами. Вот, например, тот же МГУ. Все знают, что университет в Москве был открыт в 1755 году в царствование Елизаветы Петровны. Нет, не Ломоносовым, а Шуваловым. Причем тут Дубровицы? И таким хитрым голосом: а кто в ту пору был губернатором Москвы? (кстати так и не разбираюсь чем генерал-губернатор отличается от просто губернатора) А главой города в ту пору был Сергей Алексеевич Голицын. Как думаете, открылся бы сейчас в Москве по воле президента на Красной площади ВУЗ без участия мэра? Воот. А кто был владельцем Дубровиц в ту пору? Правильно - Сергей Алексеевич Голицын. Мэром он был всего три года с небольшим, но вошел в историю не только в связи с открытием университета, но больше даже тем, что при нем в городе были созданы пожарные команды и было запрещено крыть крыши домов соломой. В 1756 году этот Голицын ушел в отставку и поехал… правильно, в Дубровицы - источники пишут, что он тут много чего перестраивал, но точных указаний, что именно - не осталось. Как и от самого этого Сергея Алексеевича мало что осталось - даже в мэрии, где собрали истории и портреты всех людей, управлявших городом в разные эпохи - его портрета нет. Может сгорело все в пожаре 1812-го, а может висит в каком-нибудь музее как портрет неизвестного.

И тут снова путаница. У Голицыных была странная привычка называть детей именами предков. Легко запутать и экскурсовода и туриста - тот С.А. и этот С.А. Но Потёмкин приобрел усадьбу не у мэра Москвы, а у его тезки-внука. Просто годы жизни надо прикинуть Голицын-мэр умер в 1758-м, а Потёмкин купил Дубровицы в 1781. 20 лет с лишним.

И вот так с Дубровицами у меня постоянно - начнешь про Фому - заканчиваешь про Ерёму, а что там посередине было… Ибо столько всего было. И это надо фиксировать.
КАК РАЗГРАБЛЯЛИ ДУБРОВИЦЫ

Как появился сайт? Ко Дню музеев в 2019 году из того, что накапливалось в голове и в компьютере был сооружен лонгрид по истории усадьбы Дубровицы. День музеев прошел, а информация то осталась. Стали добавлять - лонгрид превратился в длинную простыню, которые в наше время, за редким исключением, никто уже не читает. Стало понятно, что надо разносить материал. Постепенно - на ходу, путем проб, ошибок и бесконечных переделок - появилась некая структура сайта. Снаружи, внутри, дневники и библиотека...
Но самое интересное началось, когда я задумалась - а куда подевались все те вещи, которые наполняли дубровицкий дом. Так появилась страница
“Экспонаты”. Она немного шире, чем просто каталожная страница с описанием. Параллельно (а ведь большинство экспонатов - картины) начались поиски этих картин. И это один из самых интересных пластов, ведь живопись и прочие предметы искусства накапливались здесь веками. И вывозились, как выяснилось, тоже веками. Никак не возьмусь завести страницу с условным названием “Как разграбляли Дубровицы”. И это будет не только советская история. Вот пример: для того, чтобы принять в своей усадьбе Екатерину Великую Потемкин устроил здесь все так, чтобы место соответствовало уровню гостьи. Тут надо наверное отметить достаточно распространенную ошибку про Потемкина и Екатерину в Дубровицах, которую усугубил последний владелец, но об этом чуть позже.

Когда Екатерина приезжала в Дубровицы, Потемкина тут не было. Он был в Крыму - она возвращалась оттуда в Петербург через Москву. Потемкин распорядился, видимо сильно заранее - императрицу тут встречали по протоколу тех лет. Царский прием - все от мебели до посуды и столовых приборов. Да, на один раз. В принципе это была царская экспедиция - целый царский поезд, у них с собой все было. Но надо немножко знать о Потемкине, чтобы понимать, что он должен был устроить все для своей “матушки” по высшему разряду.
И вот все это добро, с рощей, (за которую отдельно торговался Мамонов) - достается новому, но уже бывшему фавориту. Который за короткое время нахождения “в случае” - напросил, навыплакивал себе несметные богатства.

Причем пока еще Мамонов был при дворе, а вопрос с приобретением усадьбы только решался, он отправил в Дубровицы своего отца, который следил тут, чтобы ничего не пропало. Усадьба переходила во владение Александра Матвеевича со всеми потрохами. Когда Мамонов был выслан в Дубровицы - он, естественно, привез сюда все свое добро. А это несметные богатства - от орденов с бриллиантами, в которых он выходил на деревенские праздники (этот эпизод из книги Василия Авенариуса “На Париж”) до коллекции скоромных эстампов и камей, которые Мамонов страсть как любил и Екатерину на них подсадил так, что она купила коллекцию камей и античных гемм герцога Орлеанского. Мамонову из этой коллекции тоже, видимо, перепало. И сам он баловался этим делом - резал камень. Тогда это может быть и безделица была, новодел, но сколько лет прошло - теперь это уже произведение с историей.

А потом, собственно, началось настоящее разграбление. Французы в 1812-м, наши - тут непонятно, но тоже вероятно. Есть источники, что и русские войска не брезговали стащить чего-нибудь себе в обоз из мест, где останавливались на ночлег, а через Дубровицы прошли войска во время Тарутинского маневра. В ту пору и бесследно исчез огромный портрет Екатерины, подаренный фавориту. Осталась одна рама с надписью о пожаловании. Рама потом тоже пропала - ее в последний раз видели в вестибюле подольского кинотеатра Художественный. А он закрылся в 1970-е или 1980-е, я его уже не застала.

ГРАФСКИЕ БЕЗДЕЛУШКИ И СТОЛ ЭРНСТА

После французов все вроде устаканилось: молодой Мамонов - прототип Пьера Безухова - вернулся из заграничного похода, оставил военную службу. Награды, вероятно, привез с собой, но куда - в Дубровицы или в Москву, где у него был дом на Тверской - неизвестно. А дальше эта его история с опекой и вот в Дубровицы приезжает московский почтмейстер Александр Яковлевич Булгаков с сестрой Матвея Александровича графиней Марией Александровной Дмитриевой-Мамоновой. Булгаков как раз и описывает, что представлял дубровицкий дом из себя на тот момент.
Библиотека, драгоценности, картины, склянки, шкатулки, письма… Булгаков - простой как три копейки, видимо с позволения графини - что-то берет себе “на память”. Графиня же, после того, как брата признали сумасшедшим и закрыли в Москве - просто натурально грабит усадьбу. “...стол мозаичный, одного серебра пять пудов...”. Все это вывозится в Петербург, в Царское село, где графиня жила в ту пору. Она, похоже, была та еще штучка. Продала дом на Тверской глазной больнице. Он и сейчас стоит - только в советские годы его развернули и передвинули. Мамоновский переулок - в самом центре Москвы.

Потом саму графиню тоже признали не очень дееспособной, назначили и над ней опеку, иначе она профукала бы все, что досталось по наследству брату. Дальше - долгие годы опеки, и то, что остается в доме - достается наследнику и последнему владельцу Дубровиц Сергею Михайловичу Голицыну. Он, поначалу, усадьбой не особо интересуется - живет в Кузьминках, занимается бизнесом - он же наследник не только Мамоновского богатства, но и Голицыных и Строгановых: заводы, соляные копи. Только после развода с первой женой он обращает внимание на Дубровицы. У него новая возлюбленная, художница, ученица Антокольского. И что делает Голицын, обустраивая дом в Дубровицах: вывозит фамильные драгоценности - портреты предков (работы лучших мастеров), мебель, библиотеку, безделушки из Кузьминок. Привозит в Дубровицы мебель из отчего дома в Риме. И бывает тут время от времени, скорее дачничает, чем живет. Это, конечно, мои представления о том, как Сергей Михайлович использует Дубровицы - он был таким деятельным и многосторонним, многогранным человеком, что жизни не хватит исследовать его дела. Однако есть документы, исследования определенных аспектов. Например исследование усадебной хозяйственной деятельности после отмены крепостного права. И там коротко, но емко описывается усадебное хозяйство Голицына в Дубровицах. И видно по всему, что оно было поставлено весьма успешно.

Но вернемся к теме материальных ценностей. Революция - национализация - вывоз помещичьих ценностей. И тут Дубровицам, можно сказать, повезло. Усадьбу особо не грабили - разобрали орудия труда, а картины и всю фигню взяли под охрану. В Дубровицы с мандатом приезжает член Всероссийской коллегии по делам музеев. Но какой! Юлиан Павлович Анисимов - поэт, искусствовед, горящая душа. Это он создавал первые музеи в Останкино, Архангельском, Ольгове. С 1919 года служил в Третьяковской галерее. И, видимо, благодаря ему, картины из Дубровиц - а сначала забирали лучшее и они прямиком шли в Третьяковскую галерею - мы можем увидеть и сейчас, просто купив билет в основную экспозицию Государственной Третьяковской галереи.

То, что оставили музею помещичьего быта, тоже было вывезено после его закрытия. И с историей этих экспонатов сложнее - у них весьма запутанная биография - что-то находится в провинциальных музеях, а что-то, как несколько портретов, недавно - буквально в прошлом году достается из запасников ГИМа. На выставке “Аристократический портрет” можно было увидеть несколько фамильных портретов из Дубровиц - я повела туда дочь и даже она прониклась, хотя пока для нее Дубровицы просто место, где она родилась и выросла.

После закрытия музея бронзу и мебель вывозили в Царицыно, где музея до тех пор и не было. Вывозили то, что оставалось - мебель, бронзу. Подводами. И, несмотря на это, кое-что в Дубовицах еще осталось до наших дней. Намример в музейной комнате памяти директора ВИЖа Льва Константиновича Эрнста - директора института в 1970-х - стоит красивый резной, крытый сукном стол. Знавшие Льва Константиновича бывшие сотрудники улыбаются, говорят Эрнст за этим столом никогда не сидел - у него было обычный советский полированный. Но по мне - пусть стоит. Главное, чтобы не списали как рухлядь и не продали антикварам.
САЙТ И КОМАНДА
У нас нет задачи привлечь на сайт как можно больше народу. Сайтов про Дубровицы с перечислением фактов из Википедии полно. Кстати и к ней мы руку приложили. Так как сайт создается для себя, для памяти и для возможных будущих исследований, стараемся сохранять все ссылки на источники. Поначалу этого не делали - теперь приходится возвращаться, восстанавливать.

По форме сайт достаточно простой - это обычная верстка Tilda. Из наворотов только несколько загогулин вместо полосок-отбивок. Тильда чем хороша - сразу, без лишних приемов создается десктопная и мобильная версия сайта. А мобильного трафика у нас всегда больше - люди едут в Дубровицы и в дороге или уже на месте смотрят с телефона - что тут и как. Для них есть только несколько картинок довольно больших и интересных - они в мобильной версии отображаются боком - чтобы можно было разглядеть. Ну и основная страница для мобильных немного отличается от десктопной - некоторые не очень важные, но многобуквенные рассказы на мобиле просто не видны. Есть отсыл: хотите подробнее - доберетесь до компьютера, почитаете в спокойной обстановке. Приехав в Дубровицы надо смотреть по сторонам, фотографировать, а не в телефоне что-то там читать.

Команда гораздо больше, чем указано. Страница создана просто “для порядка”. С кем-то знакома лично, с кем-то только виртуально. Там указаны люди, которые участвовали в создании контента для сайта на старте проекта. Сейчас сбор информации продолжается в соцсетях, появились новые источники.
Про доходы говорить смешно - в сентябре я поставила яндексовскую рекаму, думала хватит чтобы оплатить Тильду, но за все время, что она стоит набежала такая “куча” денег, которой не хватит даже на то, чтобы оплатить месяц. Чистый энтузиазм и эксперимент.

Нет редакции - нет проблем. Все общение в соцсетях. Обычно кто-то где-то находит фотографию или упоминание. Дальше можно покопаться в книгах и интернете, поспрашивать односельчан, особенно это касается советского периода.

Бывает и наоборот. Есть несколько авторских книг - мемуары, дневники. Достаем оттуда какую-то реплику, цитату и начинаем собирать по крупицам кто-что об этом помнит, знает. На наше счастье в соцсетях есть несколько активных пользователей старшего поколения, которые давно живут в Дубровицах и помнят, как тут все было в 1940-70-е годы. Тут в истории Дубровиц небольшой провал - и годы войны как-то вскользь, хотя тут всю войну и после нее стоял гарнизон в котором, например служил Виктор Талалихин. Его имя в регионе связано с Кузнечиками - местом, где был аэродром.

Послевоенные годы, до появления здесь ВИЖа тоже как-то мимо, хотя в 1949 здесь организовали МИС (Машинно-испытательную станцию), приехали специалисты, в первую очередь Александр Алексеевич Пелихов. Он фактически построил поселок, при нем люди переехали из бараков в дома. Да это были каменные дома с печным отоплением, топились углем и дровами, но вода была в каждом доме, людям пытались создать комфортные условия. Кстати память об Александре Алексеевиче все-таки осталась - поле рядом с его домом, а он поселился на самой окраине поселка - в народе стали называть Пелиховым полем. Топоним увековечен в названии дачно-коттеджного поселка.
ЗНАТЬ, ГДЕ ИСКАТЬ

В это иногда не верят, но нет - при создании материалов мы не удосужились посетить ни одного архива, если не считать одной пленки из архива Александра Бенуа в РГАЛИ - там оказалось просто фото церкви, не очень хорошего качества - даже на сайт вешать не стали. Все остальное взято из открытых источников и из книг и фондов музеев и архивов, которые есть в открытом доступе в сети. Про книги интересно - они находятся в оцифрованном виде в библиотеках по всей стране и даже миру.

Бывает, найдешь книгу - но она не доступна онлайн. Но если знаешь что искать… Что-то нашли в Перми, что-то в Питере. Много интересного в разных московских библиотеках - от Исторической и “Ленинки” до “Некрасовки” и Детской. И там еще не все прочли, просмотрели. Есть, что поискать.

По архивам - у меня есть текстовый файл, в котором записаны номера фондов, папок и дел, которые прямо нужно или просто хочется посмотреть. В ГИМе хранится архив конторы князя С.М. Голицына. В том числе хозяйственные книги, где записаны все расходы-доходы его многочисленных имений. Надо хоть посмотреть, что там.
НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ

Мы не зависимый ни от кого проект. Сами по себе. В прошлом году подались на премию “Наше Подмосковье”. На просмотре проектов я поняла, что этот конкурс скорее для поддержки муниципальных организаций. Мне понравилось, что комиссия, проводившая просмотр сразу спросила адрес сайта - открыла его на своем компьютере и стала смотреть. Вопросов ко мне особо не было - спросили кто я по образованию и где работаю. В финальную часть проект не прошел.

Удивительных находок за время создания сайта было много. Самой интересной, а пожалуй назову Поповку. Это поселение - фактически небольшая деревенька за конным двором в Дубровицах. Последние дома на Поповке снесли в начале 1970-х. И о ней как-то забыли, как будто и не было. На одной очень известной в местных пабликах фотографии из архива Евгении Курковой девочки-школьницы идут по мосту в Дубровицы. Справа храм, а слева, на самом краю - видны старые домики. Это и есть Поповка. И вот, начав с этой фотографии, мы с Евгенией Курковой, Ларисой Одинцовой и тетей Машей Столповской просто вытащили эту Поповку из небытия.

Тут интересная деталь. Есть на сайте pastvu.com пользователь с ником daria_green. Мы не знаем ее лично, но она, как будто поймав нашу волну - начала сканировать и выкладывать фотографии этой Поповки из архива своего дедушки Анатолия Павловича Рожкова. И это невиданные Дубровицы 1950-1960-х годов. Все цепляется одно за другое - Дарья выкладывает фотографию людей, играющих в волейбол, а Александр Журба сканирует книгу бывшей жительницы Дубровиц математика и поэта Галины Искровой - и там есть эпизод с волейболом. Называются имена - и старшие узнают на фото людей, упомянутых в книге. Чьих-то тут ныне живущих родителей, родных, бабушек и дедушек.
О КОЛЛЕГАХ

Я с уважением отношусь ко всем краеведам, пытающимся сохранить наследие нашей земли. С упоением зачитываюсь сайтом “Подмосковный краевед”, где про наши края немного, но то, что есть - настоящие жемчужины. Именно автор этого проекта нашел один из Голицынских портретов работы Кипренского на зарубежном аукционе. Огромный, еще не полностью освоенный пласт знаний - Голицынские чтения сборники "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Там столько томов…

С Вадимом Разумовым, которого читаю еще со времен ЖЖ, связались как только создали сайт. Попросили разрешения использовать фотографии Дубровиц из его архива. Разрешил. На связи. То, что он делает - величайшее дело. Это же прекрасно, когда увлечение становится делом жизни. Я так не могу.

Из последних радостей - нам написал Виктор Юрьевич Лукашевич - крупнейший исследователь жизни Бориса Алексеевича Голицына. Мы на сайте сделали выписку из фундаментального труда материалов к биографии Петра I Михаила Михайловича Богословского - про портрет Голицына в собрании ГИМ. Виктор Юрьевич высказал свою гипотезу. Теперь надо идти или писать в Исторический. С ним тоже на связи, но пока не сформулировали. Доберемся, ибо там по Дубровицам много чего есть.

Большие ожидания сулят коллекции Щусева, Пушкинского, Ново-Иерусалимского музеев. И даже, не побоюсь этого слова - Эрмитажа… Везде есть что-то из Дубровиц или связанное с владельцами усадьбы. И это настоящие сокровища.

В годы школьной юности довелось много поездить по области. На сборах была в Щелковском, Пушкинском районах, на соревнования ездили и по области и по стране. Очень огорчает, когда видишь руины. Но еще больше - когда и это сносится под корень, на месте исторических особняков или даже домиков с резными ставнями строятся торговые центры и бензоколонки. Ни в одной стране мира так к своей истории не относятся, мне кажется.
ПОЧЕМУ В ДУБРОВИЦАХ СЕЙЧАС НЕТ МУЗЕЯ

В сообществе “Усадьба Дубровицы” в Одноклассниках где-то висит новость Интерфакса, в которой глава Подольского района Николай Москалев говорит, что в Дубровицах откроется музей. “По словам главы района Николая Москалева, музейная экспозиция будет напоминать о временах, когда территория муниципалитета включала земли современных Чеховского, Домодедовского и Ленинского районов”. Новость 2013 года. Нет больше Подольского района - упразднен, часть территорий отошла к Новой Москве, часть присоединена к Подольску. У которого есть свои музеи. И от истории Дубровиц городу надо только храм на герб и в буклетики. И это обидно.

Есть идеи создать тут частный музей, но если вернуться в прошлое - к тому моменту, когда Петр говорит на вершине холма “Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...".
Открывать здесь “Музей Утюга” (при всем уважении к создателям этого музея, с которыми я тоже знакома лично - писала о них в 2002 году) - не тот уровень.

В Дубровицах есть все для создания большого полноценного музея. Пусть не в главном доме усадьбы. Есть грандиозный конный двор, который так и просится превратить его в туристический объект с соответствующей инфраструктурой. А на деле - просто разрушается на глазах.

Когда я думаю о музее в Дубровицах, мне вспоминается музей Гауди в Реусе. Там же ничегошеньки от великого архитектора не осталось - Гауди в Реусе родился и провел детство. Но музей просто грандиозный - три этажа моделей, реконструкций, интерактивных панелей, инсталляций. От истории и ботаники, которой вдохновлялся художник - до современных сериалов про альтернативную реальность, в которых воплощены нереализованные проекты Гауди. Вот как-то так я вижу Музей в Дубровицах. Но это, возможно, в будущем. Ибо вложения, которые потребуются... Это не сайт. Но и отказываться от этой идеи не хочется. Я часто шучу, что когда этот музей откроется, я попрошусь в него смотрителем - буду сидеть на стульчике, вязать носки и рассказывать о Дубровицах на рубеже XX-XXI веков. Если доживу.

Всем интересующимся историей желаю новых открытий. Главный мой совет, по собственному опыту - ищите, копайте. Да, в книгах и в сети. Но и там, поверьте, многое можно найти. И еще - не стесняйтесь писать - по почте, в соцсетях. Вас найдут единомышленники. А вместе - мы сила.
Made on
Tilda