Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

Лыжероллерная трасса и парк
"Дубровицкий лес" летом

Парк в лесу
Летом 2023 года завершено строительство первой части парка в лесу неподалеку от Дубровиц. На протяжении многих лет этот лес был любимым местом для прогулок местных жителей. С 1970-х в этом лесу тренируются ученики Дубровицкой Детской спортивной школы олимпийского резерва по лыжным гонкам.

В 2022 году по губернаторской программе "Парки Подмосковья" в Дубровицах начались работы по созданию лыжероллерной трассы.

В июле 2023 года работы первой серии были завершены и парк открыт для посещения.

Вторая очередь с зонами отдыха с лавочками, прогулок с детьми и животными, катания на велосипедах, самокатах с детьми и прочих видов досуга открыта летом 2024 года. Гулять уже можно и нужно!

Осенью 2024 года начаты работы по ремонту дороги Дубровицы - Луковня - поворот на Мостовское. Очень надеемся, что проектировщики не забудут о необходимости сооружения безопасного пешеходного и велосипедного пути от Дубровиц к Дубровицкому лесу.
Кафе "Лес"
При заказе скажите, что вы пришли сюда из Усадьбы Дубровицы
По состоянию на 1 сентября 2024 года. Трассы - лыжероллерная и прогулочная - открыты, прокат работает, раздевалки тоже.

На лыжероллерной трассе действует летнее расписание - рекомендуется соблюдать время катания на разных спортивных снарядах.

Для любителей пеших прогулок и бега открыт участок леса с экотропой протяженностью 2,3 км. На этой трассе есть освещение, лавочки, урны, смотровая и детская площадки, щиты с информацией о флоре и фауне Дубровицкого леса, указатели и прочие мелочи для комфортного отдыха на природе. Здесь можно и нужно ходить и бегать не рискуя попасть под колеса спортсменов-велосипедистов и лыжников. На экотропе разрешено гулять с собаками, но необходимо соблюдать правила гигиены и убирать за питомцами.

Чем заняться в Дубровицком лесу (в бесснежный период)
Семь трасс и две оборудованных зоны для тренировки силы и ловкости
Лыжероллеры
Трасса для профессионалов и любителей беговых лыж. Круги от 500 метров до 3 км. В вечернее время трасса освещена.
Ролики
Трасса пригодна для катания на роликовых коньках - спортивных и любительских
Велосипед
Допускается катание взрослых и детей спортивных и прогулочных на велосипедах (кроме детских)
Сила и ловкость
Большой силовой городок с турниками, брусьями, лесенками, рукоходами
Ходьба с палками
Популярная во всем мире Скандинавская ходьба или имитация ходьбы и бега на лыжах.
Протяженность освещенной любительской трассы (с небольшим перепадом высот) - 2,3 км. Покрытие - гранитная крошка.
Бег по пересеченной местности
Самый доступный и популярный вид тренировок. Протяженность освещенной спортивной трассы 5 км. Покрытие - асфальт - 3 км + гранитная крошка - 2 км.
Протяженность освещенной любительской трассы (с небольшим перепадом высот) - 2,3 км. Покрытие - гранитная крошка.
Уважаемые посетители парка. Читайте внимательно правила посещения объекта. Не выходите на спортивную трассу в неположенное время, не спешите прокатиться по всей дистанции, если не уверены в своих силах!

Важно! У лыжероллеров и спортивных роликов НЕТ тормозов. Спортсмены на спусках могут развивать высокую скорость - 35-45 километров в час. Не выходите на трассу во время тренировок - не подвергайте опасности жизнь спортсменов, свою и ваших детей и близких!

Важно! Не оставляйте на дорожках даже самый мелкий мусор - на высоких скоростях к падению и травмам может привести даже оставленный на асфальте бумажный стаканчик!
Лыжная история Дубровиц
Традиции и современность
Пока у нас нет точного ответа, в каком году появилась лыжная трасса в этом лесу, но мы попробуем разобраться и рассказать, что знаем и нашли в книгах, журналах и семейных архивах.

Для начала небольшой экскурс в историю.

На лыжах в Дубровицах, да и по всей снежной части России, ходили давно. В документально подтвержденной Дубровицкой истории лыжники появляются несколько раз.

Первый эпизод связан с советской организацией - Школой директоров совхозов и колхозов, существовавшей при совхозе Дубровицы в начале 1930-х. В этой школе работниуов сельского хозяйства обучали не только обращению с животными и передовыми сельскохозяйственными механизмами, но и культурно-массовой работе. О том, как велась спортивная подготовка, мы узнали из книги воспоминаний Анатолия Аркадьевича Харлампиева, одного из создателей советского вида борьбы Самбо.

Отрывок из его автобиографической книги - в галерее.
В конце 1930-х - начале 1940-х лыжной подготовкой в Дубровицах занимались военные. Здесь располагался 244-й отдельный саперный батальон. "Батальон готовился к действиям в Финляндии. Саперного дела мы - новички еще не знали, но на лыжах с полной выкладкой нас учили бегать каждый день", - вспоминал один из курсантов этого батальона Вениамин Давидсон.
В 1941 году, когда немцы приближались к Москве, Дубровицкие леса готовились к отражению натиска врага. В Дубровицах помимо летчиков появились отделения прожекторной службы, занимавшейся поиском вражеских самолетов в ночном небе.

Лес, в котором расположен новый парк тоже воевал. В нем располагались артиллеристы, на высоком берегу от Луковни до Черного обрыва были вырыты окопы, устроены блиндажи и укрепления. Здесь же рыли себе землянки-укрытия жители Дубровиц и окрестных деревень.

Враг до нашего леса не дошел, но остатки оборонительных сооружений и воронки от бомб здесь можно было найти. Да, Дубровицы и Подольск бомбили. Здесь же, по рассказам старожилов, сбрасывали бомбы немецкие самолеты, которые не смогли прорваться к Москве.
Фрагмент карты обороны Подольска. 1941 год.

Романов Анатолий Николаевич - директор ДЮСШ по лыжным гонкам в Дубровицах в 1970-1980-х гг.
Фото mos.ru
В 1970-х при профкоме ВИЖа в Дубровицах была создана Детско-юношеская спортивная школа. Возглавил ее Анатолий Николаевич Романов (он до сих пор работает тренером, но уже в Новой Москве).

При Романове в спортшколе появились первые пластиковые лыжи, снегоход "Буран" для подготовки трассы и первые лыжероллеры. Ученики спортшколы выступали в составе команды Добровольного спортивного общества "Урожай" (объединявшего спортсменов из сельской местности). Наивысших спортивных достижений достигли воспитанники Романова Юрий Пегунов (мастер спорта СССР, был членом молодежной сборной СССР) и Алексей Тарасевич. Многие воспитанники Романова и других тренеров участвовали в соревнованиях в составе сборной команды Московской области.

Возвращаясь к сегодняшней трассе - именно при Романове (в 1970-х) была проложена основная часть дубровицкой лыжной трассы, знаменитая "пятерка" с 4 крутыми спусками. Позднее, уже в 1980-х была проложена пологая часть с дистанциями 1,5 и 3 километра. Работа над трассой велась постоянно, особенно в годы перехода лыжников на коньковый ход - узкая дубровицкая лыжня требовала расширения. Тренеры и воспитанники спотршколы вырубали подлесок и кусты, выравнивали грунт, отсыпали склоны спусков, приспосабливая их к более высоким скоростям пластиковых лыж. Упражнения с топорами, ножовками и лопатами были тогда частью тренировочного процесса. Вместе с тренерами и детьми помогали обустраивать трассу и родители учеников, и сотрудники ВИЖа, и жители поселка Дубровицы.

На трассе в Дубровицком лесу проводились областные соревнования лыжников, лыжные кроссы допризывнков. Здесь же сдавали нормативы ГТО учащиеся подольских школ, училищ и сотрудники подольских предприятий.
Романов и его коллеги и последователи все время экспериментировал, готовя для учеников трассы с разными рельефами и разными протяженностями. Так, для катания готовились поля пастбища за Дубровицами, несколько лет трасса прокладывалась на поле в Лемешово (ныне на этом поле кладбище). В одну из малоснежных зим Романов "нашел" снег на просеке под линией электропередач в районе Поселка Гидростроителей.

Главной проблемой основной трассы было и остается ее расположение. Снег на южном склоне, на спусках, быстро подтаивает на солнце. Поэтому тренеры всегда искали теневые северные участки, где прокладывались трассы для катания в феврале-марте. В один из сезонов в середине 1980-х лыжный сезон на окруженном высокими деревьями поле за Дворянским лугом продолжался до середины апреля. К сожалению, сейчас этот участок застроен коттеджами.
На снимке спортсмен на лыжероллерах. На подобных лыжероллерах катались в Дубровиком лесу лыжники в 1970-х. Лыжероллеры были пригодны для катания по грунтовым дорожкам по пересеченной местности. Позднее спортшкола приобрела более современные модели, но тренироваться на них можно было только на асфальтированном покрытии.
К сожалению фотографий тренировок на лыжероллерах в нашем архиве пока нет, но старшее поколение лыжников наверняка помнит эти лыжероллеры 1970-х - 1980-х. На снимке - тренировка на шоссе в Минске.
Дубровицкие лыжники тренировались на дорогах Дубровиц и Подольска. Пока был хороший асфальт, круги нарезали прямо в поселке - вокруг ВИЖа и Парка поколений, катались по Беляевской улице от остановки до нынешней клиники "Жемчужина". Также тренировались на Варшавском шоссе на участке от Архива до поста ГАИ в Курилово.
На протяжении многих лет популярным местом для катания на лыжах был Дворянский луг. В 1960-х это место напоминало хороший лыжный курорт. Причина популярности Дворянского была в его природе - защищенный от ветров луг в низине, склон на севере представлял из себя множесттво спусков разной сложности. Помимо жителей Дубровиц, как правило приходивших на Дворянский по верхней дороге - от края поселка по Пелихову полю, жители Подольска добирались на горки в Дубровицах по льду Пахры и Десны.

В XXI веке Дворянский стал почти необитаем - поля застроились коттеджами, Десна, с появлением очистных сооружений выше по течению, почти не замерзает. Да и горки для современных лыжников стали не так интересны - любителям горных лыж тут слишком просто и нет подъемников, а для современных беговых, катающихся в основном коньковым ходом, узкие тропки Дворянского не пригодны. Изредка заходят сюда любители походов на лыжах и те, кто предпочитает классический стиль и лыжные прогулки не по накатанным трассам.
Продолжение следует
Дубровицы, лес
Каждый день: с 9:00 до 22:00
Как доехать на машине до парка "Дубровицкий лес"
Made on
Tilda