Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4
Сергей Иннокентьевич Дараган
Краткий очерк усадьбы-музея «Дубровицы»
расшифровка и подготовка текста сделана студенткой
Историко-архивного института
РГГУ
Александрой Лазуткиной
Усадьба «Дубровицы» близ г[орода] Подольска Москов[ской] губ[ернии] расположена при слиянии двух рек – Десны и Пахры, в красивой местности, покрытой лесами, когда-то старыми, откуда и название ея. Историческое прошлое Дубровиц значительно – это одна из старейших подмосковных, прозванная «знатным» селом. В начале XVII века она была родовой вотчиной князей Голицыных, занимавших с XV века видные места в правлении страною. Один из владельцев Дубровиц, кн[язь] Борис Алексеевич, был воспитателем Петра I-го и, по преданию, приохотил царя к морскому делу, излечив от «страха» воды. Во время молодости Петра и обучения за границей корабельному искусству, Борис Алексеевич входил в 5-ти членный совет, заменявший царя. Он был сторонником обновительных реформ и пользовался особенною любовью Петра. Только по его заступничеству Петр пощадил жизнь своего противника, фаворита царевны Софьи, кн[язя] В[асилия] В[асильевича] Голицына. Как человек на редкость просвещенный по тому «темному» времени, Борис Алексеевич тяготел к западной культуре и вероятно немало повлиял на Петра в этом направлении. Не раз Петр наезжал к Голицыну в Дубровицы. В один из приездов он узнал, что Голицын затеял постройку каменного храма на иноземный лад. Царь заявил о желании участвовать в половине затрат. Таким образом воздвиглась знаменитая Дубровицкая церковь. Строилась она 14 лет по плану вызванного из Флоренции архитектора Тессинга. Для работ были приглашены 100 итальянских мастеров, украшавших храм скульптурой и лепкой. Храм выстроен из белого местного камня [и был] освещен в 1704-м году известным Стефаном Яв[орским] в присутствии Петра, царевича Алексея и … вс[ей М]осковской знати. Таким образом, год окончания [пост]ройки Дубровицкой церкви почти совпадает с нач[ало]м постройки Петербурга. Церковь эта является я[р]ким и оригинальным архитектурным памятником.

Выстроенная в стиле «барокко», изобилующая изваяниями и лепкой, она своеобразна по форме, не встречающейся в других образчиках зодчества. Крестообразная до половины высоты, она воздвигает в средней части 8-мигранный столп с 4-мя ярусами окон, увенчанный куполом в форме прорезной золо[той] короны. Как храм, созданный в «романском» стиле, чуждом византийской насыщенности позолотой, он намеренно прост во внутренней отделке. Останавливает внимание резная работа иконостаса и … (л.163об) хор над западными дверьми, выполненном в пышном стиле Людовика XIV-го, близком к петровской эпохе.

В постройке такого храма в русской деревне конца XVII века среди обстановки, полной упорных народных традиций и самобытного уклада, среди дремучих лесов и курны[х и]зб, оказались проблески той тяги к иноземной культуре, которую в ближайшее время стал властною рукою насаждать Петр. Дубровицкий храм ста[л] исторической вехой на пороге новой эпохи русской жизни. Следует отметить, что о нем говорит в своих записках современник [Иоганн Георг] Корб.

Почтовая карточка. с.Дубровицы. Имение князя Голицына. Изд. М.А.Келеберда. Москва - Маросейка
В 1714 г[оду] Б[орис] А[лексеевич] Голицын умер, приняв незадолго до смерти монашество. Черта [характерная для той поры]… На протяжении еще 70 лет [оставались еще] Дубровицы, в руках его потомства, вероятно [беднеющего?] и теряющего свое значение, так как 1782 году бригадир кн[язь] С[ергей] А[лексеевич] Голицына выну[ж]ден про[дать] Дубровицы. (л.164)

Усадьба переходит в руки «великолепного» князя Тавриды Г[ригория] А[лександровича] Потемкина, фаворита Екатерины II, владельца ста тысяч крепостных кр[естья]н и громадных земель, человека, не знавшего предела своей власти и своим прихотям.

О причине покупки им Дубровиц можно догадываться – незадолго до того Екатерина II купила под Москвой землю Кантемира и стала строить дворец «Царицыно». Потемкин, видно, думал жить по-соседству. Старый Дубровицкий дом, в котором так часто пировал Петр, был ветх, и чтобы принять к себе Екатерину, Потемкин приступает в 1782 г[оду] к постройке нового дворца, дошедшего до нас.

Это большое каменное здание на сводах, в 25 комнат, построено в классическом стиле конца XVIII века, с колоннадой террасы и широкой лестницей со стороны парадного двора, с полуротондой из колонн в сторону р[еки] Десны, на север. Дом прост и в своем делении на три части, с простыми фронтонами крыш, приятен по пропорциям. Можно думать, что как тяжелая ротонда из колонн, так и [боковые?] … галереи были позднейшею пристройкой времени [Александра Матвеевича Дмитриева-] Мамонова.

Всего [5] лет владеет Потемкин «Дубровицами» и конечно не живет в них. С большою пышностью принимает он Екатерину, о чем свидетельствует живописное панно на парадной лестнице. Вряд ли в [его] время могла прочно сложиться остановка дома. [Скорее] дом обставляется только на время, на короткий срок даваемых в нем праздников и элементом … (л.164об.), обстановка была та бутафорская, скоропре[ходя]щая роскошь, какою окружалась жизнь причудливого «князя».

В 1787 г[оду] стареющий Потемкин, занятый войнами на юге, охотно продает Дубровицы Екатерине, которая задумала пожаловать усадьбу своему восьмому по счету фавориту А[лександру] М[атвеевичу] Дмитриеву-Мамонову. К усадьбе в то время принадлежало 13-ть окрестных деревень, от … императрицы Мамонов уже был владельцем 30 тысяч крепостных, пожалованных в разных местах.

Но недолго длился случай Мамонова. По неосторожности он увлекся фрейлиной, кн[яжной] [Дарьей Федоровной] Щербатовой, в чем с горечью убедилась старая царица. Мамонов был повенчан, награжден, но удален в Москву. Здесь он недолго про[жил] сделанной ошибки … умер. Лето он проводил в Дубровицах, занимаясь в них …

Малолетний сын его М[атвей] А[лександрович] Мамонов, наследовав[ший] Дубровицы, известен в истории русской общественности. На редкость образованный, увлекавшийся … масон и в 23 года обер-прокурор сената, он при войне с французами в [18]12 году стал во главе казачьего полка, который содержал на свои средства. Но по возвращении с войны начал проявлять признаки душевного расстройства. Поселившись в Дубровицах, он избегал людей и жил в одной заброшенной комнате, увлекаясь алхимией и оккультными науками. Побои, причиняемые крепостным, дали повод учредить над ним опеку … (л.165) в Москву, на Воробьевых горах … где спустя 40 лет он умер. В сознательную пору жизни им были написаны заметки об эпохе Екатерины II и деятелях ее времени, обнаружив … в Мамонове смелый и верный взгляд и независимый ум. Материалом ему служил ценный архив, полученный от отца. Как пишет близко стоявший к опеке А[лександр] Я[ковлевич] Булгаков, в Дубровицах в ту пору находилась тщательно собранная библиотека, ценные рукописи – до нас не [дошедшие]. В теперешней библиотеке остались еще книги времен Мамонова, говорящие о его склонностях.

На смену бездетному Мамонову явился его наследник, последний владелец Дубровиц кн[язь] С[ергей] М[ихайлович] Голицын, потомок в боковой линии «дядьки» Петра [I].

Представитель самой богатой линии рода Голицыных, он кроме Дубровиц владел … подмосковной «Кузьминками» и большими имениями в средней полосе и в Поволжье. В Москве ему принадлежал дом на Волхонке – княжий двор, а в Риме, перешедший от отца и дяди – католиков. Все что делало последнего Голицына случайным гостем Дубровиц… В разное время он собрал предметы прихотливого своего вкуса. Мы видим вещи из Кузьминок, из Московского дома, из римского дворца – в то же время сохранились вещи, принадлежавшие Мамонову и даже современнику Петра [I] Б[орису] А[лексеевичу] Г[олицыну]. В том виде, как сложилась усадьба при С[ергее] М[ихайловиче] Голицыне, она носит отпечаток сборности … ее знатных владельцев. Они не внесли в быт ни тепла, ни жизненного уюта. Мы видим ряд пестрых парадных комнат, но не чувствуем интимного быта. Это особенность Дубровиц, прошедших через руки вельмож и царедворцев, через праздники и приемы – только через внешние формы жизни.

Как в Петровскую эпоху при первом Голицыне вырос в Дубровицах прекрасный, но больше католический, чем русский храм, так при последнем Голицыне в Дубровицком доме появились красивые итальянские вещи – мрамор, консоли, резная мебель, зеркала, бронза – скорее украшения палаццо, чем помещичьего дома.

Однако среди всей наносной пестроты Дубровицкий дом за …(л.165об) 150 лет удержал в своих стенах, и редкие предметы, говорящие о подлинной и красивой старине.

Барский дом в Дубровицах из книги Нечкиной М. В. "Как жили и боролись крестьяне в крепостное время". Изд. 3-е, исправ. М., Соцэкгиз, 1937. - 117 с. Тираж 50 000 экз.
С 1918 г[ода] усадьба превращена в Музей. К сожалению, из нее взято в центр [Москву?] собрание портретов рода кн[язей] Голицыных (96 полотен), работы известных художников. Можно пожалеть, что усадьба утратила такой исключительный исторический и художественный материал, свое лучшее украшение.

В настоящее время музей занимает 18-ть комнат, в которых размещены 1697 экспонатов, преимущественно бытового и художественно-декоративного характера. Комнаты представлены с незначительными переменами, по сравнению с прежней жилой обстановкой.

В порядке осмотра первым идет парадный вестибюль, оставленный лепной средневековой (нач[ала] XVI в[ека]) итальянской резной мебелью, с фонарем флорентийского стиля, с обливным барельефом Мадонны Луки делла Роббиа. Типичны для старого барского жилья парные портреты прославленных цариц Елизаветы и Екатерины II в мужски[х] мундирах на конях, причем при Елизавете арап-скороход и Екатерина изображена в момент переворота при воцарствии. Это копии с известных работ [Виргилиуса] Эриксена и Гро[о]та. (л.166)

Далее – приемная под сводами, с мебелью карельской березы и красного дерева нач[ала] XIX в[ека]. В ней большие бронзовые часы французской работы конца XVIII века и люстра с лебедями, интересен золоченый стол, украшенный головами львов и быков … работы нач[ала] XIX в[ека]. Тут же … ларец русской работы петровского времени. На стенах старые гравированные портреты XVIII века. Среди них представители семьи Голицыных, фавориты Екатерины [II], Потемкин и Зубов, для портретов Елизаветы, Екатерины II, Петра II, и серия царей, начиная с Грозного … Хорош портрет Елизаветы раб[оты] Чемесова 1762[1?] г[ода].

Библиотечная комната со шкафами и витринами красного дерева, с симметрично чинными овальными столами и диванами у стен, с античными мраморными бюстами и прекрасными бронзовыми часами стиля ампир, изобр[ажающие] [Энея и Дидону?]… (л.166) В ней до 4-х тысяч томов французских книг XVIII века в кожаных тисненых переплетах, част[ые] классика и писатели поры энциклопедистов, часто ценные издания по истории искусства, архитектуры и натуральной истории – многие с хорошими гравюра[ми]. В особой витрине сохраняется шитый позолотой бархат[ный] кафтан кн[язя] Бориса Ал[ексеевича] Голицына – «дядьки» Петра [I].
Лебедев Н.Н.
Московская обл., Подольский р-н, Дубровицы. Усадьба Дубровицы. Главный дом. Библиотека второй четверти ХIХ в. Вид библиотеки.

МУАР
В следующей гостиной павловского времени стильные кресла с полукруглыми спинками. Среди картин – работы …, изображающие римские руины, «романтические» пейзажи Васильева ……. и цветные старинные литографии … Тут же роялино [18]40 [г]одов и собрание русского фарфора того же времени, преимущ[ественно] А. Попова и Гарднера. В прилегающей спальне с … – старинные кровати красного дерева, туалетный столик стиля жакоб с овальным зеркалом и интересные ширмы с ручным шитьем [18]40 [г]одов. Через проходные комнаты, обставленные итальянскою мебелью, с … резным ларем, мы подходим к парадной лестнице.

Стены ее покрыты панно со сценами из придворно-помещичьей жизни XVIII в[ека]. Самое большое изображает встречу Потемкиным Екатерины II в Дубровицах. Не имея художественной ценности, панно любопытно как историческая деталь.
Панно, изображающее встречу Потемкиным Екатерины II в Дубровицах (не сохранилось, не найдено).
Исторически недостоверно - Потемкина не было в Дубровицах во время ее короткой остановки в Дубровицах.
В простенках грубоватые, но стильные зеркала в белых с золоченой резьбой рамах и 2 мраморных барельефа, приписываемых Б[ертель] Торвальдсену.
Дальше – фресковый зал, несколько перегруженный обилием декоративной росписи, с перспективами итальянских палаццо и арок. В нем нарядные люстры нач[ала] XIX в[ека], канделябры с фигурами ст[иля] ампир, античные по форме мраморные фигуры работы скульпт[ора] … (конец XVIII в[ека]), итальянский стол из мрамора на львиных лапах и белая мебель времени Екатерины [II]. Среди скульптуры – бюст Екатерины [II] б. м. работы [Федота Ивановича] Шубина и бюст Мамонова, хорошей русской работы бюст Николая I и … до воцарения … занимают всю … дома, выходя окнами на юг и на север и деля его пополам.

Рядом с ним спальня с массивной кроватью «фонтанного» красного дерева и такою же мебелью нач[ала] XIX в[ека], с симметричными секретерами и красивыми круглыми комодиками стиля жакоб. Из картин привлекают внимание 10 интерьеров нач[ала] XIX в[ека] – передающих жизнь Голицыных в чужих краях. Тут же б[ольшая] картина маслом француз[ской] школы XVIII в[ека] – портрет неизвестной красавицы.
Из декоративных мелочей – изящные вазочки-урны из точеного дерева и кости.
Виноградов Николай Дмитриевич (Фотограф)
Главный дом. Усадьба Дубровицы. XVIII в. XVIII в. - сер.XIX в. Московская область. Подольский р-н. Усадьба Дубровицы. Главный дом, XVIII в. - сер.XIX в. Интерьер. Подсвечник. Общий вид.

Негатив из госкаталога

Снято в 1920-ые. Негатив находится в
"Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева"
Через маленький будуар с цветными француз[скими] … и фарфоров[ыми] фигурками с нарядным зеркалом павловского времени над камином и … с живописной росписью, мы приходим в скромный кабинетик с обстановкой [18]40 г[одов]. Тут висит портрет последнего владельца – кн[язя] С[ергея] М[ихайловича] Голицына в молодости – портрет мало выразительный. Рядом … (л.167об.) художника [Николая Егоровича] Сверчкова – старший русский рысак.

Узкий будуар с фарфором наполнен мебелью красного дерева: здесь благородная по стилю мебель павловского времени с барань[и]ми головками, тяжеловес[ные] кресла наполеоновской поры, изящный наборный французский комод XVIII в[ека] и грубоватый этажер-сервант карельской березы с черными фигурками. На стенах портреты Павла [II], его первой жены Нат[альи] Алекс[еевны], кн[язей] М.[А]. и А.М. Голицына, крестьян кн[яги]ни Голицыной. Ряд рисунков и акварелей. Фарфор, заполняющий полки, преимущественно саксонский, [?] половины XIX в[ека]. Замечательная люстра времени Елизаветы из горного хрусталя, нарядны[е] бол[ьшие] фарфор[овые] вазы с видами Неаполя, угольники с инкрустированными … и канделябры с женскими фигурами из черной бронзы.

Красная гостиная – намеренная смесь стилей и оттенков. Здесь также хрустальная елизавети[нск]ая люстра, венецианские зеркала в золоченых резных рамах XVIII в[ека], золоченые кресла и консоли, столы «буль» и резная итальянская мебель.
Простые, но странные … Комната переполнена китайскими фарфор[овыми] вазами и другими украшениями. Хороши бол[ьшие] зеленые часы французской раб[оты] конца XVIII в[ека], обелиск из мрамора и канделябры с бронзов[ыми] фигурами. На стене выделяется профиль из мрамора Екатерины [II] работы скульпт[ора] [Федота Ивановича] Шубина, подаренный Мамонову. Портреты маслом кн[язя] С[ергея] М[ихайловича] Голицына – старшего и кн[язя] А[лександра] М[ихайловича] Голицына – младшего. Не повышают стиля этой комнаты. В кабинете мы видим, прежде всего, кресла петровского времени, принадлежавшие кн[язю] Б[орису] А[лексеевичу] Голицыну 200 лет назад, резной итальянский средневековый диван – с ларем, и такой же превосходный стол к нему.

У камина экран с красивым … Английские часы в футляре красн[ого] дерева, показыв[ающие] фазы луны. Разная дру[гая] мебель, восточные ковры и небольшое собрание кремниевого и холодного оружия над восточной … (л.168) На стенах – хорошие французские гравюры – [Жерара] Одрана (1675), [Жерара] Эделинка (1661), [Фелибера Луи] Дебюкура и других. Хорошие копии на доске с картины [триптиха] …, проданной Голицыным …

Дальше идет столовая с современной обстановкой и буфетная со шкафами, наполненными фарфором и стеклом 1-ой половины XVI в[ека]. Кроме (…) – натюрмортов фламандской школы, в столовой следует отметить часы «буль», отделанные черепахой и бронзой и итальянские подстолья на львиных лапах из палисандра и чинара.

Среди выставленного фарфора – А. Попова, севрские, саксонские и французские Fenillet. Интересен сервиз, без марки, нач[ала] XIX в[ека] с живописными сценами из крестьянской жизни.

Помимо музейных зал, в музее дано помещение под устройство краеведческого музея Подольского уезда, с которым Дубровицкий музей …[проводит?] работу в постоянной связи.
Попутно несколько слов о г[ороде] Подольске, расположенном в 4 верст[ах] от Дубровиц. До 1781 г[ода] это было торговое село на большом проезжем тракте, со множеством постоялых дворов с большим извозным и … (л.168об.) промыслом. Есть предание, что … переименова[ла] в город после проезда через село Екатерины II (б. м. в Дубровицы), облюбо[вавшей] место. Значительных исторических или архитектурных памятников город не имеет, но в нем несколько старинных домов начала XIX в[ека], сохранивших во всей непосредственности свой мещанский вид.

За последние 25 лет в связи с постройкой Зингеровского и Паровозоремонтного заводов город превратился в фабрично-заводской центр и стремительно разросся. Сейчас в нем свыше 20 тыс[яч] населения. Надо упомянуть, что В[ладимир] И[льич] Ленин провел в нем лето 1902 г[ода] в д[оме] Кедровой.

Гораздо значительнее памятники уезда. Здесь производились и курганные раскопки по течению Пахры, давшие … находки и ряд …, древних местечек, сел и [старых] церквей.

Помещичья культура широко отражена такими известными старинными усадьбами, как Суханово кн[язей] Волконских, Остафьево кн[язей] Вяземских, Поливаново гр[афини] Разумовской, Ивановское гр[афов] Толстых, Вороново – Растопчина, Михайловское – гр[афов] Шереметевых, и наконец Горки, где жил и умер В[ладимир] И[льич] Ленин. Все это дает большой материал по изучению уезда [далее обособленная часть зачеркнута], тем более интересный, что он пока мало разработан.

От автора проекта "Усадьба Дубровицы. Музей, которого нет"
Ниже приводим оригинал статьи директора Дубровицкого художественно-бытового музея МОНО
Сергея Иннокентьевича Дарагана -
Рукопись хранится в архивном деле Музея, ЦГАМО Ф. 996 Оп. 4 Д. 1045 ЛЛ. 163-168об.
Публикуется впервые.


Made on
Tilda