Поскольку описание Корба рисует нам Дубровицкую церковь такими же словами, как и описание Погорельского, и даже «со многими изваяниями», то не остается сомнений, что строительство было завершено еще до 1699 г. Поэтому год посещения Дубровиц архиепископом Афанасием (1697) представляется нам наиболее вероятной датой окончания строительства Знаменского храма.
В связи с этим отпадает предположение И.Э.Грабаря (И.Э.Грабарь. Московская архитектура начала XVIII века.— «История русского искусства», т. V. М., 1960, стр. 58—61.), что в работах по сооружению и украшению церкви наружной резьбой принимал участие И. П. Зарудный. Последний приехал в Москву не раньше 1700—1701 гг., а в это время Дубровицкая церковь уже стояла без лесов, и владелец усадьбы только ждал случая, чтобы пригласить Петра I на торжественную церемонию ее освящения.
Но кто же строил церковь и кто резал из камня ее скульптуру? Корб и С. И. Романовский (И.Г.Корб. Указ, соч., стр. 71, 262; «Словарь географический Российского государства» стр. 303 и ел.) в один голос уверяют, что строили церковь и вырезали ее статуи и рельефы итальянцы, нарочно выписанные с этой целью Б. А. Голицыным, «числом до 100». Соглашаясь, что строительство здкния и скульптурные работы осуществлялись при деятельном участии иностранных мастеров, мы, однако, должны расчленить вопросы об архитекторе и резчиках и рассматривать их в отдельности. Если С. И. Романовский, живший почти столетие спустя после описываемых событий, мог, упоминая об итальянцах, допустить ошибку, то нельзя не довериться свидетельству современника строительства Корба. В связи с этим необходимо обратиться еще к одному литературному источнику. Я имею в виду «Записки» итальянского певца Филиппе Балатри (См.: И. Шляпкин. Библиографические разыскания в заграничных и русских библиотеках, VIII. Неизвестный мемуарист-итальянец Петровской эпохи и отрывок русской песни.— «Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук», т. XIII, кн. 3. СПб., 1908, стр. 271—280; Б. Ка-фенгауз. Записки Филиппе Балатри о России при Петре I.— «СтараяМосква», т. I. M., 1929, стр. 95—108.). Балатри был приглашен на службу в Россию русским послом в Италии князем П. А. Голицыным, братом Б. А. Голицына, и приехал сюда в 1698 г. В течение трех с половиной лет пребывания в Москве (он выехал обратно в Италию в 1701 г.) Балатри жил в доме П. А. Голицына, но находился на положении своего человека также и в семье Б. А. Голицына. Не исключено, что Балатри живал в летнее время и в Дубровицах. Но Балатри прибыл в Москву уже после завершения архитектурных работ в усадьбе Дубровицы. Поэтому он ничего не пишет о том, кто именно сооружал Дубровицкую церковь. Вызывает, однако, интерес его замечание об итальянском архитекторе Алеманно, строившем, по его словам, дворец П. А. Голицына. Ю. А. Герасимова, опубликовавшая недавно обзор подлинных записок Балатри (В настоящее время они хранятся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, куда поступили в качестве дара Академии наук ЧСР по случаю празднования в 1965 г. 100-летнего юбилея Библиотеки.), высказала предположение, что Алеманно мог принимать участие и в постройке церкви в Дубровицах (Ю.А.Герасимова. Воспоминания Филиппо Балатри — новый иностранный источник по истории Петровской России (1698—1701).— «Записки Отдела рукописей [Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина]», вып. 27. М., 1965, стр. 175, прим. 35.). Но, по сведениями того же Балатри, Алеманно приехал в Россию не ранее 1697 г. Следовательно, в Дубровицах работал не он, а другой архитектор. Так как, рассказывая об Алеманно; Балатри проявил интерес к соотечественнику, естественно предполагать, что если бы церковь сооружалась тоже итальянцем, или, как сообщает С. И. Романовский, 100 итальянцами, Балатри обязательно упомянул бы и об этом факте, даже если бы он имел место и до его приезда в Россию. Он, однако, ничего не говорит о постройке церкви Знамения. Значит ли это, что в Дубровицах работали не итальянцы?