Усадьба Дубровицы - мобильный путеводитель
Verification: 424ddac4c9c290d4

Людден И.П. Портрет Дмитриева-Мамонова В.А. 1720-1730 гг.

Людден И.П. Портрет Дмитриева-Мамонова В.А. 1720-1730 гг. Новгородский музей-заповедник

Василий Афанасьевич
Дмитриев-
Мамонов

Работа находилась в Румянцевском музее, а ранее в собрании князя С.М. Голицына.

Аналогичный портрет хранится в коллекции Третьяковской галереи - зал 3.

Василий Афанасьевич Дмитриев-Мамонов обучался за границей морскому делу. При Анне Ивановне стал командиром Кронштадтского порта и главнокомандующим морскими силами на Черном море.
Описание портрета на сайте Третьяковской галереи

Шедевр зрелого творчества немецкого художника И.П. Люддена представляет собой типичный пример полупарадного барочного портрета первой половины XVIII века. Мастеру важно обозначить род занятий представленного персонажа, подчеркнуть его заслуги в деле общественного служения, его высокое социальное положение.

Василий Афанасьевич Дмитриев-Мамонов (ок. 1688–1739) неслучайно представлен на фоне условного морского пейзажа. С юности он увлекался морским делом. Пётр I отправил его в Данию пенсионером для изучения навигации и морской практики. В дальнейшем вся его биография была связана с морем. Он участвовал в строительстве кораблей в Воронеже, занимал должности советника Адмиралтейств-коллегии, затем директора Московской адмиралтейской конторы, дослужился до звания контр-адмирала. Некоторое время, незадолго до написания портрета, Дмитриев-Мамонов числился главным командиром Кронштадтского порта.

Художник изобразил его в расшитом золотыми галунами по всем швам мундире и условной металлической кирасе. Этот костюм подчеркивает высокое воинское звание и отсылает к боевому прошлому. Дмитриев-Мамонов был участником пяти военных кампаний. Живописец сознательно приподнимает модель над расстилающимися за его спиной морскими просторами, уходящими до линии горизонта. Таким образом, грузная фигура контр-адмирала царит над окружающим пространством. Одновременно его взгляд оказывается направленным на зрителя сверху вниз.

При всей условности барочной композиции живописец скрупулезно передает крупные черты лица модели, его пухлые губы, темные миндалевидные глаза, двойной подбородок.

О самом художнике сохранились отрывочные сведения. Известно, что Людден, уроженец Брауншвейга, приехал в Санкт-Петербург в 1727 году. Работал по заказам двора. Кроме портретов, писал еще жанровые и исторические картины. Однако сохранившееся наследие художника также невелико. В Третьяковской галерее хранится всего одна картина этого художника. Большинство его работ известно лишь по письменным источникам.
Слева - портрет из Новгородского музея-заповедника, справа - из Третьяковской галереи
Похоже, что художнику заказали два портрета. Различия в них незначительные. Происхождение портрета, находящегося в Третьяковской галерее не установлено - туда он поступил из Государственного музейного фонда, куда, возможно, попал из собрания кого-то из потомков Василия Афанасьевича, у которого было трое детей сын Матвей - отец и дед владельцев усадьбы Дубровицы Александра и Матвея Дмитриевых-Мамоновых, а также дочери Елена и Екатерина.

Василий Афанасьевич - ключевая фигура в том, как происходил раздел наследства Дмитриевых-Мамоновых после смерти Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова. Дубровицы вновь оказались у Голицыных. Дочь Василия Афанасьевича Елена была замужем за генерал-поручиком бароном Александром Григорьевичем Строгановым. Их единственная дочь Анна Александровна — прабабушка последнего владельца Дубровиц С.М. Голицына (1843-1915)
"Портрет поступил в 1925 из Государственного музейного фонда. Ранее находился в Московском университете, до этого – в собрании князя С.М. Голицына в имении Дубровицы Московской губернии, до 1883 – в имении С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии. Изображен в придворном мундире обер-егермейстера со звездой и лентой ордена Святого Андрея Первозванного и знаком ордена Святого Александра Невского на шейной ленте.

Семён Кириллович Нарышкин - русский щёголь и бонвиван середины XVIII века, владелец домашнего театра, создатель моды на роговую музыку, генерал-аншеф, обер-егермейстер, посол России в Великобритании. В 1744 году Нарышкин был послан встречать принцессу Цербстскую и дочь её, выбранную в невесты наследнику русского престола, великому князю Петру Фёдоровичу. 30 ноября 1744 года он назначен гофмаршалом ко двору великого князя Петра Фёдоровича с чином генерал-лейтенанта".

Маяк Парнаса
Показать еще
Made on
Tilda